Светлана Евсеева
Дидактические игры для развития сенсорики у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для развития сенсорики у детей с ЗПР
Сенсорное развитие ребенка является одним из способов познания окружающего мира, в основе которого лежит работа всех органов чувств. Испытываемые ощущения при знакомстве с цветом, формой, величиной, звуком, вкусом, качеством поверхности предметов формируют представления о различных свойствах окружающей среды, целостных образах предметов.
Публикация «Дидактические игры для развития сенсорики у детей с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, является результатом его переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для успешного овладения любой практической деятельностью.
Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями (в частности, для детей с задержкой психического развития). Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности. Дети с задержкой психического развития в основном имеют анатомически сохранные органы слуха и зрения, но не умеют «видеть и слышать». У детей отсутствует этап обдумывания, они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств; сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величины, дети недостаточно ориентируются в пространстве. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте, что говорит о необходимости организации процесса сенсорного воспитания детей с задержкой психического развития как можно раньше.
Основными задачами сенсорного воспитания дошкольников с ЗПР являются:
• Развитие всех видов восприятия.
• Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов.
• Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
• Развитие сенсорной культуры ребенка.
• Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти, речи) и коррекция их нарушений.
Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных игр и упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие детей с задержкой психического развития.
Дидактические игры для развития зрительного восприятия
Игра «Найди цветок для бабочки» (восприятие цвета)
Цель: учить различать цвета.
Оборудование: четыре цветка, вырезанных из картона (красный, зеленый, синий, желтый); четыре плоские фигурки бабочек таких же цветов.
Ход игры: предложить детям помочь бабочкам спрятаться, чтобы никто их не поймал. Для этого каждую бабочку нужно посадить на цветок такого же цвета. По окончанию игры дети называют цвет бабочек и цветков.
Игра «Что бывает такого цвета» (восприятие цвета)
Цель: соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета.
Оборудование: наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты, ягоды, картинки с изображением животных, игрушки разного цвета, картинки с изображением предметов.
Ход игры: предложить детям найти предметы определенного цвета (например, зеленое яблоко, огурец, крыжовник, лягушка, мячик, машинка и т. д.)
Игра «Круг, квадрат» (восприятие формы)
Цель: учить группировать предметы по форме.
Оборудование: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета, подносы (или тарелки) круглой и квадратной формы.
Ход игры: воспитатель демонстрирует геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Сопровождает демонстрацию: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглый поднос, а квадрат – на квадратный поднос». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (круг). А это? (квадрат) и т. п.».
Игра «Найди заплатку» (восприятие формы)
Цель: учить детей соотносить предметы определенной формы с соответствующими отверстиями.
Оборудование: вырезанная из картона матрешка с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и сарафан.
Ход игры: воспитатель показывает детям матрешку и обращает внимание на то, что у матрешки дырявый сарафан. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке найти правильную. Дети выполняют задание, матрешка благодарит их.
Игра «Высокий - низкий» (восприятие величины)
Цель: составление сериационных рядов по высоте.
Оборудование: наборы брусков разной высоты.
Ход игры: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий). Вариант игры – по просьбе воспитателя показать определенный брусок (самый высокий, самый низкий и т. п.)
Игра «Зоопарк» (восприятие величины)
Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.
Оборудование: трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон, клетки для них из картона, наборное полотно.
Ход игры: воспитатель просит детей помочь животным в зоопарке каждому найти свой домик-клетку.
Игра «Яблочный компот» (формирование целостного образа предмета)
Задачи:
-Развивать восприятие цвета (красный, желтый, зелёный) и величины предметов (большое, маленькое, среднее).
-Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.
-Учить раскладывать предметы (яблоки) по признаку величины: (большие – маленькие) ;
по признаку цвета (красные-желтые-зелёные); сразу по двум признакам: величине и цвету.
Игровой материал:
Девять банок из картона: три маленькие, три большие и три среднего размера. 54 яблока (по 18 каждого цвета и величины) Девять разных по величине и цвету полосок "крышек", соответствующих величине банок и цвету яблок.
Варианты проведения игры разнообразны в зависимости от поставленных задач. Перед детьми ставятся игровые задачи, например, «Будем варить компот из разных яблок» или «Поможем нашей бабушке сварить компот». Выполнять игровые действия можно как на столе, так и на полу.
В ходе выполнения игровых заданий и после их завершения детям можно задавать вопросы, ответы на которые предполагают употребление прилагательных: «Какое яблоко ты взял? В какую банку положишь? Какие яблоки в этой банке?» и т. д.
Дидактические игры для развития слухового восприятия
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в группе детского сада (слышны голоса, плач, тикают часы, бежит вода, слышны шаги и т. п.)
Игра «Кто позвал?»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры: один ребенок садится спиной ко всем остальным. Дети по очереди зовут его по имени. «Водящий» должен по голосу узнать, кто из детей его позвал (мальчик, девочка, назвать имя ребенка).
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Ход игры: в мешочек складываются различные предметы или игрушки, издающие звуки (бубен, погремушка, резиновая игрушка с отверстием, музыкальный плеер с детскими песнями, музыкальная игрушка-животное и т. п.) Воспитатель, не доставая предмет из мешка, издает звук, дети должны угадать, какой предмет находится в мешочке.
Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности
Игра «Поймай кошечку»
Ход игры: педагог касается мягкой игрушкой (кошечкой») разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
Игра «Чудесный мешочек»
Ход игры: в непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Игра «Платочек для куклы»
Ход игры: детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.