Анна Смирнова
Методическая разработка «Чудо коврик» для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту. Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Публикация «Методическая разработка „Чудо коврик“ для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развивающий коврик своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи. Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Особенности развития речи в среднем дошкольном возрасте :
В среднем возрасте развитие диалогической речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей.
Так же овладевают двумя основными видами монологической речи –пересказом и рассказом. При обучении пересказа в среднем возрасте решаются сложные задачи: детей учат не просто рассказывать короткие и известные сказки, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. Для пересказа рекомендуются такие произведения: «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Колобок».
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
Цель: формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать развитию мелкой моторики : развивать умение протаскивать верёвочки через резиночки, выполнять пальчиковую гимнастику.
Развивающие :
1. Развивать творческое воображение, логическое мышление на основе сенсорного опыта детей.
2. Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, выделять отдельные измерения величины.
3. Развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей.
4. Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности, формировать цветовое восприятие.
5. Учить детей прикладывать усилия, чтобы достигнуть поставленной цели;
6. Развивать и укреплять мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.
3. Воспитывать усидчивость и терпеливость в работе.
4. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
5. Закреплять навыки организационного поведения;
6. Развивать зрительные анализаторы.
Принципы:
1. Принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
3. Принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей среднего дошкольного -возраста, уровня их подготовленности и развития;
4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
Возрастная категория : дети 3-6 лет
Материал, использованный для изготовления пособия: резиночки, цветные ленты, нитки, резинки, плотная ткань, палочки, липучка.
Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как: игры-разминки, упражнения, пальчиковая гимнастика, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
Используемые игры «Чудо коврик» :
1. Завязывание косичек (индивидуально или коллективно, на скорость, каждый в своём ритме);
2. Накручивание ленты на палочку;
3. Пальчиковые игры;
4. Прошивание лентами резиночек.
(играть можно как в группе так и одному, в форме соревнования).
Результаты работы.
-Приобрели навыки находить решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющиеся знания;
-В совместной деятельности дети были не пассивными, а активными участниками;
-Развивающий, увлекательный материал позволил сформировать у детей положительное отношение к соревнованиям;
Данный материал я использую как при коллективной, так и при индивидуальной работе с детьми.
Вывод:
В ходе игры на «Чудо коврике» у детей предоставлялась возможность развития мелкой моторики через интересный игровой материал. Размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети научились выражать своё отношение к происходящему, объяснять свои действия.
В игре дети старались выполнить задание полностью и аккуратно.
Индивидуальная работа с детьми позволила преодолеть традиционный подход к организации непосредственной образовательной деятельности. Интересный материал усваивается легко и надолго.
Надеюсь, что методическая разработка окажутся полезными и необходимыми в работе с детьми среднего возраста.
Литература.
- Журнал «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения» № 1/ 2010 г, № 3/2009 г;
- Журнал «Ребёнок в детском саду № 2/2009 г, № 4/2009 г;
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо,2006
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
- Т. А. Ткаченко Книга "Мелкая моторика.