Юлия Судоплатова
Методическая разработка «Использование резинок разной степени упругости для развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование резинок разной степени упругости
Одной из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся во время НОД в условиях логопункта, является острая нехватка времени. За достаточно короткий промежуток времени нужно многое успеть, и сделать это не только эффективным со стороны коррекции речевого развития, но и максимально интересным для ребёнка. Многолетний опыт работы показал, что использование в работе пальчиковых игр и упражнений является достаточно действенным средством воздействия на развитие ребёнка, предупреждение и преодоление у него речевых нарушений.
Публикация «Методическая разработка „Использование резинок разной степени упругости для развития мелкой моторики“» размещена в разделах
Предлагаю Вашему вниманию пальчиковые упражнения, в основе которых лежит связь слова и движения пальцев рук.
Выбор данных упражнений обусловлен тем, что формируя и развивая у детей с речевыми нарушениями двигательные способности, в данном случае пальцев рук, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаем базу, основу для воспитания речи и устранения речевых нарушений.
Подбор упражнений по развитию мелкой моторики целесообразно осуществлять согласно теории Николая Александровича Берштейна об уровневой регуляции движений. В таблице вы видите уровни и функции, за которые они отвечают во время двигательного акта.
Уровень Функции уровня
Уровень А Регулирует мышечную возбудимость и тонус
Уровень В Обеспечивает работу мышц
Уровень С Обеспечивает пространственную организацию движений
Уровень Д Обеспечивает первые осмысленные движения
Уровень Е Обеспечивает содержание и смысл деятельности
Уровень А - регулирует мышечный тонус, начинает функционировать с первых недель жизни ребёнка.
Уровень В – обеспечивает работу мышечных синергий.
Синергия — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.
Уровень С – обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительного анализатора.
Уровень Д – уровень первых осмысленных действий.
Уровень Е – обеспечивает содержание и смысл, т. е. психологическую организацию движений.
По мнению Николая Петровича Вайзмана: «Уровневый подход – это метод, который даёт возможность для творческой разработки коррекционных методик».
Согласно теории уровневой организации движений Берштейна начинать работу целесообразно с применения массажа и самомассажа. Эти упражнения направлены на развитие уровня А – регуляции тонуса мышц, и В – внутренней увязке целостного большого движения, в согласовании его составных частей.
На данном этапе в работе с детьми используются различные массажеры по типу су-джок фабричного производства, а также природный материал, обладающий аналогичными свойствами (шишки, орехи и т. п.).
Использование вспомогательных средств, таких как «пальчиковый бассейн», резинки различной степени упругости, разноцветные прищепки способствуют формированию и развитию уровня С – обеспечивающего согласование двигательного акта с внешним пространством).
Пальчиковая игры и упражнения способствуют формированию и развитию уровней Д и Е, первых осмысленных действий и движений, основанных на образном мышлении.
Подробнее остановимся на упражнениях, направленных на развитие уровня Д и Е (пальчиковых упражнениях). Во время их выполнения используются три основных комплекса упражнений:
1-й комплекс - на отведение, противопоставление пальцев;
2-й комплекс - на сопротивление;
3-й комплекс - на координацию.
С первым комплексом упражнений можно познакомиться в книге «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком» (авторы Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В.)
В комплексе упражнений на сопротивление широко используются резинки разной степени упругости.
Надетые в виде восьмёрки на разводящие пальцы, или соединяющие три пальца в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений.
На этих упражнениях остановимся подробнее.
Варианты игры с резинками.
«Самолёт» (резинка надета на четыре пальца ведущей руки)
Мы летаем высоко:
Л-Л-Л, ребенок произносит звук и максимально разводит пальцы рук
Мы летаем низко:
Л-Л-Л,
Мы летаем далеко:
Л-Л-Л,
Мы летаем близко:
Л-Л-Л.
«Колокольчик» (резинка надета на указательный, средний и безымянный палец)
- Дон – дон – дон, - разведение пальцев в стороны
Колокольчик звенит.
- Ля – ля – ля, - разведение пальцев вперёд-назад
Что-то он говорит.
- Динь – динь – динь, – поочерёдное сгибание пальцев
Наклоняет головку.
- Бом - бом – бом,- скрещивание пальцев
Растрепал всю прическу.
- Динь – динь – динь, - сгибание пальцев
Солнцу он улыбнулся.
- Дили-дон, - максимальное разведение и удержание в таком
Наконец-то проснулся.
положении пальцев рук
Игра «Как нас зовут?»
(И. Лопухина)
Надеть резиночку на пальцы руки, собранные в щепоть, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, отводить называемый палец, затем менять руки. Щепоткой показать, что мизинец маленький.
Я – пальчик первый, я большой!
Указательный – второй!
Третий пальчик – средний!
Четвертый – безымянный!
А пятый мизинчик – Он самый маленький, румяный!
Используемая литература :
Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом. – М. : «Гном и Д», 2001.