Светлана Мирзоян
Методическая разработка центра художественно-эстетического развития «Творческая полянка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт центра художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ
Показатели качества предметно-пространственной среды Характеристика центра
Назначение. Обеспечение различных видов изобразительной деятельности дошкольников в ДОУ.
Возрастная группа (ы) дошкольников. Подготовительная к школе группа.
Публикация «Методическая разработка центра художественно-эстетического развития „Творческая полянка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Значение центра в развивающей среде группы (это один универсальный или один из нескольких специализированных центров, или один на несколько групп, обеспечивающий художественно-эстетическое развитие дошкольников и др.). Центр художественно-эстетического развития «Творческая полянка» является универсальным творческим комплексом, который включает взаимодействие искусств и разных видов изобразительной деятельности.
Данный центр создан в группе с целью развития интереса к изобразительной деятельности; формирования творческого потенциала, эстетического восприятия; развития художественно-творческих способностей, воображения, фантазии, креативности мышления, активности, самостоятельности детей, способности к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях, развития всесторонней личности ребенка.
Деятельность в центре стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащает их тактильные ощущения.
Планируемые результаты художественно-эстетического развития дошкольников на основе деятельности в центре.
Создает индивидуальные и коллективные работы (декоративные, предметные и сюжетные композиции) на темы окружающей жизни, литературных произведений, используя разные виды изобразительной деятельности.
Использует различные материалы и способы создания изображения.
Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Выполняет узоры по мотивам народного декоративно - прикладного искусства; использует разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.
Лепит различные предметы, выполняет декоративные композиции различными способами.
Создает сюжетные и декоративные композиции, создает изображения, используя различные способы вырезания и обрывания бумаги различной фактуры.
Различает жанры изобразительного искусства, называет основные изобразительные средства.
Создает разные конструкции из бумаги.
Создает различные образы из природного материала с учетом его фактуры, цвета и формы.
Проявляет активность, самостоятельность, фантазию и творчество.
Чем обеспечивается насыщенность среды в центре развития.
Насыщенность центра соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей. Центр оснащён различными средствами обучения, материалами, оборудованием, что обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.
Чем обеспечивается трансформируемость среды в центре развития.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменения центра в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Оперативное изменение центра необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды. Все элементы центра по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Например, можно организовать «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.
В образовательном процессе возможно трансформировать столы (объединять для совместной, самостоятельной и индивидуальной работы).
Чем обеспечивается полифункциональность и вариативность среды в центре развития.
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования детьми различных составляющих предметной среды центра в соответствии с детской деятельностью.
Например, ширма может быть переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Одни и те же пособия могут использоваться для познавательного, речевого, творческого развития детей.
Вариативность предполагает наличие в центре разнообразных материалов, игр и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей. В центре организуется периодическая сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирует игровую, познавательную и творческую активность детей.
Чем обеспечивается доступность и безопасность среды в центре развития.
В центре обеспечена доступность детей к материалам, пособиям, оборудованию, обеспечивающим различные виды изобразительной деятельности.
Безопасность материалов и оборудования в центре предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Методические материалы в оснащении центра. Оборудование:
Мольберт.
Ширма.
Фартуки и нарукавники для детей.
Восковые мелки, цветной мел.
Фломастеры.
Гуашевые и акварельные краски.
Кисти.
Баночки для воды.
Цветные, простые карандаши.
Трафареты, обводки.
Оборудование для нетрадиционного рисования.
Палитра.
Пластилин, кинетический песок, доски для лепки.
Формочки.
Салфетки.
Палочки, стеки.
Цветная и белая бумага, картон.
Ножницы.
Клей.
Природный материал.
Дидактический материал:
Раскраски.
Образцы декоративно-прикладного искусства.
Образцы росписи (дымковской, городецкой, хохломской, гжель).
Репродукции картин разных жанров.
Скульптуры малых форм.
Портреты художников.
Схемы последовательного рисования предмета.
Схемы поделок из бумаги.
Модель составления новых оттенков и цветов.
Дидактические игры по изобразительной деятельности.
Выставка детских работ.
Методические материалы :
Конспекты НОД по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе.
Конспекты НОД по ознакомлению с искусством.
Консультации для родителей.
Мастер-классы для родителей и педагогов.
Новизна, оригинальность, авторский подход к структуре и содержанию центра художественно-эстетического развития. Организация и оформление центра, подбор оборудования и материалов, наполняющих его.
Разработка дидактических игр по изобразительному искусству.
Вовлечение детей в процесс создания персонажей для театрально-игровой деятельности через использование техники оригами.
Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска нестандартных решений.
Сведения об авторе (ах) : ФИО, должность и место работы, квалификационная категория, контактный телефон, e-mail (при наличии). Дягилева Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ-детский сад № 249, высшая квалификационная категория, тел: 89045410138 mbdou249@mail.ru
Мирзоян Светлана Гаврушевна, воспитатель МБДОУ-детский сад № 249, первая квалификационная категория,
тел: 89028724418 mbdou249@mail.ru
2. Описание особенностей организации деятельности дошкольников в центре художественно-эстетического развития.
Центр художественно-эстетического развития «Творческая полянка»
Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательного процесса и позитивная социализация детей с ОВЗ, одаренных и др.
Центр художественно-эстетического развития – это среда, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность детей развивающими и дидактическими материалами. В центре всё полностью доступно.
Все материалы, коробки подписаны. Все дети группы имеют возможность заниматься различными видами изобразительной деятельности.
В центре художественно-эстетического развития «Творческая полянка» со старшими дошкольниками проводятся разные виды изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование, нетрадиционное рисование, конструирование из бумаги (оригами, выставки детского творчества. Деятельность организуется совместно с воспитателем (непрерывно образовательная деятельность, познавательные беседы, рассматривание картин, чтение художественной литературы) самостоятельно и во взаимодействии со сверстниками.
Познавательные беседы
Рисование
Лепка с использованием кинетического песка Игровая деятельность
Самостоятельная деятельность
в центре Совместная со сверстниками театрально-игровая деятельность
Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы.
Считаем, что большую роль в поддержке детской инициативы и самостоятельности играет взрослый. Были определены следующие способы:
создать условий для свободного выбора детьми деятельности, материалов, пособий, участников совместной деятельности;
отмечать, приветствовать и поощрять инициативу и самостоятельность, даже самые минимальные успехи детей в разных видах деятельности;
предоставлять детям самостоятельность (во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы);
не критиковать (результаты деятельности ребенка и его самого как личность);
поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и чем занимается в разные режимные моменты.
Список литературы
1. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок - художник : Обучение дошкольников рисованию. – М. : Издательство «Ювента»,2002. – 200 с.
2. Кузнецова О. Г. «Обучаем дошкольников приёмам рисования- М., Педагогическое общество России, 2007. – 32 с.
3. Лыкова И. А. «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности» : справочное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. КАРО, 2007.- 96 с.
5. Ремезова Л. А. «Играем с цветом». Формирование представлений о цвете у дошкольников 5-6 лет. – Методика. - М. : Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
6. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста русским народным декоративно - прикладным искусством» Москва 2003.
7. Ткаченко А. Н. «Формирование самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста. - Новосибирск 2000.
8. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в деском саду: Пособие для педагогов дошк, учреждений. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 160 с.