Лучший педагог года

Работа по безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении

Светлана Е
Работа по безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Безопасность жизнедеятельности в

дошкольном образовательном учреждении»

воспитатель Егорова С. Ю.

Введение.

Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе. Оно нуждается в постоянной заботе на протяжении всей жизни человека. Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, природного и экологического неблагополучия. Oсобую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится небезопасным для него.

Публикация «Работа по безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

ФГОС ДО предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их нравственных, социальных, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т. п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Tолько конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Актуальность темы - обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Bсем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.

Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Цель: Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

В соответствии с ФГОС ДО и возрастной спецификой детей старшего дошкольного возраста, я выделила следующие задачи.

- формировать представления детей о свойствах различных объектов, связанных с ними потенциально опасных ситуаций.

- ознакомление с правилами пожарной безопасности на специально организованных занятиях;

- обогащать и систематизировать представления детей о факторах потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с моделями поведения в проблемных ситуациях.

- формировать умение реально оценивать возможную опасность. - Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Возраст детей: старший (5-6 лет) дошкольный возраст.

2. Методика работы.

В соответствии с ФГОС ДО, в образовательном процессе выделяется время, отводимое на:

-основную образовательную деятельность (несвязанную с одновременным проведением режимных моментов);

- образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах;

- взаимодействие с семьями детей.

В старшей группе основная образовательная деятельность проводилась, прежде всего, в форме образовательных ситуаций, в ходе которых дети знакомились с различными аспектами окружающей действительности, учились осуществлять анализ определенных событий, понимать суть правил безопасного поведения, самостоятельно формулировать правила.

Опираясь на литературу Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной «Безопасность» и Л. Л. Тимофеевой «Формирование культуры безопасности» я переработала конспекты занятий и адаптировала их под наши условия работы, составила перспективный план.

Основной упор делался на ознакомление детей с моделями культурного и безопасного осуществления различных видов деятельности. Содержание и структура образовательных ситуаций обеспечивала решение основных задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».

Особенность игровых занятий заключалась в том, что дети включались в совместное творчество педагога и ребенка. Такие занятия стимулировали познавательную и творческую активность детей.

Формирование знаний безопасного поведения в разных жизненных ситуациях осуществляется за счет интеграции содержания образовательных областей (ОО) «Познавательное развитие», «Речевое развитие», и «Художественно – эстетическое развитие».

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

- знакомит дошкольников с правилами безопасного осуществления познавательно – исследовательской деятельности.

- с произведениями художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью, обеспечит усвоение необходимых для формирования культуры безопасности представлений в образной форме, готовит к эстетическому восприятию и оценке действительности.

ОО «Познавательное развитие»

- дети узнают о свойствах предметов, о правилах обращения с ними.

ОО «Физическое развитие»

- подготовит к преодолению опасных ситуаций и осознанному отношению к своему здоровью и безопасности.

В Совместной деятельности с детьми, она занимает ведущее место в формировании у детей знаний о пожарной безопасности, использовала

Наблюдения

Опыты

Беседы

Развивающие и дидактические игры

Чтение художественной литературы

Фольклор

Просмотр мультипликационных и видеофильмов

Инсценировки любимых сказок и рассказов в ходе различных режимных моментов.

Кукольные представления

Праздники

Развлечения

Дети на занятиях были не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Образовательные ситуации дали положительные результаты и оставили след в сознании ребенка, т. к они были интересными, творческими и эмоционально окрашенными.

В самостоятельной деятельности детей, создала условия, способствующие возникновению самостоятельности. Oкружающая детей предметно - пространственная среда оказывала огромное влияние на познавательную активность детей. Разработала и адаптировала развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста. Изготовила модели, пособия, по обучению детей правилам пожарной безопасности. Все игры и пособия были доступны детям и находились в их свободном пользовании.

Создала предметно – пространственную среду для организации сюжетно – ролевых игр:

«Больница»

«Cпасатели»

«Пожарные»

«Семья» и др.

Для работы с семьями детей разработала родительские собрания, консультации, практикумы которые, будут формировать у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

3. Материалы и оборудование

В своей работе по ознакомлению детей с пожарной безопасностью использовала :

Cоздала картотеку демонстрационных картин – они расширяют представления детей, помогают детям самостоятельно – устанавливать причинно – следственные связи.

Cобрала дидактический материал, который включает коллажи, мнемотаблицы, наглядные модели – с их помощью у ребенка формируются знания о безопасности, расширяется словарный запас, развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.

Вся наглядная информация соответствует перспективному плану работы.

4. Заключение

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуации

процесс обучения детей основам пожарной безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если:

- Использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей : принципы, инструкции, технологии;

- Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно – образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности).

- Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам безопасности жизнедеятельности.

Приложения:

Совместная деятельность:

Знакомство с пожарной сигнализацией

Огонь – судья беспечности людей.

Окажи помощь пострадавшему при пожаре.

Предметы, требующие осторожного обращения.

Если в доме что-то загорелось….

Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?

Дидактические игры:

Огонь – друг или враг?

Огнеопасные предметы.

Огнетушитель

Практические упражнения:

Пожар.

Твои первые действия при пожаре.

Первичные средства пожаротушения.

Экскурсия по детскому саду.

Строительные игры на соответствующую тему.

Просмотр обучающих фильмов и роликов на тему пожаров.

Обобщать знания детей об основной группе пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Упражнять в умении позвонить по номеру 01, если случился пожар.

Совершенствовать представления об огне, умение определять его стороны для человека, знания о пожароопасных предметах и последствиях игры с ними. Учить пользоваться элементарными средствами пожаротушения. Развивать мышление, память, речь, умение отвечать на вопросы, познавательную активность. Упражнять детей обсуждать присмотренные фильмы, подводить к умозаключениям.

Беседы:

Если в доме случился пожар. Телефон 01

Береги свой дом от пожара!

Электричество в вашем доме

Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности

Пожарный – профессия героическая

Правила поведения в природе.

Рассматривание картин на тему пожаров.

Составление рассказа на тему:

Откуда может прийти беда

Почему это случилось?

Дидактические игры:

Правила безопасного поведения возле елки.

Какие действия могут привести к пожару.

Закончи предложение.

Позвони в пожарную часть.

Что необходимо пожарному?

Что для чего?

Правилам поведения во время пожара

Пожароопасные предметы

Четвёртый лишний

Совершенствовать представление детей об огне. Закрепить представление о возникновении и роли огня в жизни человека. Дать представления о первичных средствах тушения пожара, знаках безопасности. Научить пользоваться доступными средствами пожаротушения. Упражнять в проговаривании алгоритма действия в случае возникновения пожара. Продолжать формировать понятие «герой», почему человека, спасшего людей из огня, называют героем. Вызвать желание гордиться героями, уважать героев; стремиться вырасти таким же смелым, решительных, храбрым и т. д.

Развивать диалогическую и монологическую речь, связную речь. Упражнять в составлении небольших рассказов по картине, заучивании пословиц и поговорок, отрывков стихов о пожаре, огне. Развивать память, умение размышлять, делать выводы, задавать и отвечать на вопросы.

Совершенствовать умение классифицировать предметы по нескольким признакам.

Сюжетно-ролевые игры:

Мы пожарные

Пожарные на учении.

Дом.

Семья.

Пожарная часть.

Диспетчер МЧС

Встречи с инспектором по пожарной безопасности.

Совершенствовать навыки общения в игре. Упражнять в умении самостоятельно договариваться, распределять роли, действовать в соответствии с ролями. Закреплять умения детей объединять сюжеты нескольких игр, использовать постройки для игры, различные атрибуты, предметы – заместители.

Вызвать интерес к общению с интересными людьми. Упражнять в умении задавать и отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника. Развивать выдержку, память, диалогическую речь.

Чтение художественной литературы:

Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял»

М. Ф. Янкина «Случай с телевизором»

С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом»

М. М. Шереметьева «Заячья елка»

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Л. Толстой «Пожарные собаки», «Солдат»

Р. М. Кабанова «Однажды в лесу»;

Паустовский К. Г. «Заячьи лапы»

Н. А. Афанасьева «Как сгорел один дом»

Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?»

В. Гальченко «Огонь невидимка»

В. Гальченко «Приключения пожарного»

Т. Кинько «Наш номер 01»

Е. Хоринского «Спичка-невеличка»,

Л. Толстой «Пожар»

Б. Житков «Пожар в море».

Рассказ-беседа «Украшаем ёлку».

Т. Юрмин "Кто плохой?"

А. Шевченко "Как ловили уголька"

И. Тверабукина «Андрейкино дежурство».

Рассказ «Бумажный самолётик».

В. Маяковского «Кем быть?»

Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.

Загадки по правилам пожарной безопасности.

Игра – драматизация «Кошкин дом».

Просмотр мультфильмов и детских фильмов на тему пожаров.

Составление творческих рассказов.

Совершенствовать представления детей об опасности неосторожного обращения с огнем с помощью литературных произведений и малых фольклорных форм. Вызвать желание заучить небольшие произведения. Поддерживать интерес к чтению детской литературы, развивать внимание, память, мышление. Упражнять в умении слушать, беседовать по содержанию произведения. Закреплять умение отвечать на вопросы, делать выводы. Развивать монологическую речь, связную речь при пересказе небольших произведений.

Вызвать желание проиграть знакомую ситуацию, используя игрушки, разные виды театров; побывать маленькими актерами.

Развивать логическое мышление при отгадывании загадок. Упражнять в составлении своих загадок об огне, о пожаре и т. д.

Развивать детское словотворчество.

Труд

Экскурсия в пожарную часть.

Обобщать знания детей с профессией пожарного. Закреплять представления детей об особенностях данной профессии, предметах – помощниках, орудиях труда при тушении пожара. Закрепить понятие об опасности профессии пожарного. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь. Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них.

Физическая культура

Подвижная игра.

Кто быстрее.

Спортивные соревнования.

Мы помощники пожарных.

Игры – эстафеты:

Юный пожарный.

Закреплять практические навыки поведения при возникновении пожара. Развивать силу, ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Здоровье

Беседа:

Огонь кормит, огонь согревает, огонь защищает, огонь лечит

Совершенствовать знания детей об огне, его положительной и отрицательной сторонах. Дать представления о пользе огня для людей – на огне готовят пищу, огонь защищает от диких зверей в лесу, огонь согреет в непогоду, на огне готовят травяные отвары для лечения и т. д. активизировать словарь. Развивать мышление, память, речь, познавательную активность, умение слушать.

Художественное творчество

Рисование:

Береги свой дом от пожара.

Рисование по впечатлениям от прочитанного произведения и от экскурсии

Конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»

Побуждать детей отражать в художественном творчестве свое отношение к огню. Совершенствовать знания о пожароопасных предметах. Развивать изобразительные и технические навыки работы с кистью, акварелью, пластилином и другими средствами; творческие способности, мелкую моторику рук.

Работа с родителями.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Центр пожарной безопасности в дошкольном учреждении (средняя группа)Центр пожарной безопасности в дошкольном учреждении (средняя группа) Говорить о пожаре и его последствиях с маленькими детьми — это нормально. Малышам и дошкольникам, у которых появляется все больше свободы,.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа по безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 16 января 2024 в 20:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД