Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Автоматизация поставленных звуков в речи у дошкольников»

Белковская Марина Галактионовна
Консультация для педагогов «Автоматизация поставленных звуков в речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка – «Автоматизация поставленных звуков в речи у дошкольников»

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных рече-двигательных связей на различном речевом материале.

Самоконтроль поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства дошкольников особую трудность. Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука и привыкнуть новому правильному. Поэтому на этапе автоматизации звука в свободной речи ребёнок очень нуждается в помощи родителей.

Последовательность автоматизации поставленного звука.

Автоматизация поставленного звука осуществляется по принципу от простого к сложному и проводиться в строгой последовательности:

Сначала мы закрепляем звук изолированно на различных звуковых дорожках.

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

На этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Автоматизация звука в слогах

«Колечки»

Называем автоматизируемый слог и соединяем большой палец с каждым последующим пальцем, заканчивая мизинцем: РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Затем в обратном порядке.

Автоматизация звука в словах

«Посмотри вокруг» По очереди называем слова.

- Посмотри вокруг, найди и назови слова, в названии которых есть звук, называете тот звук, который в данный момент находиться в стадии автоматизации. Можно сначала взрослому найти и назвать несколько слов – предметов, чтобы ребенку было интереснее играть с вами, ведь мама или папа тоже ищет слова вместе с ним.

«Один - много» Взрослый называет слова с заданным звуком, а ребенок должен четко произнося изучаемый звук, назвать данные слова во множественном числе. Закрепляем звук в речи, совершенствуем грамматический строй речи, внимание.

«Назови со звуком…»Подумай и назови с заданным звуком слова, которые обозначают: посуду, одежду, животных и т. д

«Найди картинку» Предлагаем ребенку найти картинки, в названии которых слышим заданный звук, из старых журналов, газет, вырезать их и наклеить в тетрадь. Закрепляем данным упражнением не только звук, но и развиваем мелкую моторику, внимание.

«Посчитай - ка»

Эта игра позволяет тренировать детей в правильном согласовании числительных с существительным. Можно усложнить игру, добавив в словосочетание прилагательное.

Взрослый просит: «Сосчитай чёрных дроздов (красные квадраты, розовые вёдра, серых драконов)»Ребёнок считает предметы, указывая пальчиком на цифры:«Один чёрный дрозд, два чёрных дрозда, … шесть чёрных дроздов»

Взрослый следит за правильным произношением и согласованием слов.

«Кто как голос подаёт»

С помощью этой игры мы тренируем детей в образовании глаголов по звукоподражанию.

Взрослый: «Ворона» Ребёнок: «Каркает».

Корзина слов: тигр, медведь, лошадь, свинья, утка, голубь, петух, воробей, кузнечик.

«Ходилки - бродилки»

Это старая и незаслуженно забытая игра. Её можно сделать вместе с детьми.

На листе бумаги друг за другом нужно нарисовать кружочки. Дорожку из кружочков закончить около домика (самолёта, автобуса, подарка и т. д.) Это цель, куда ребёнок стремится попасть. В кружочках взрослый схематически изображает предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук.

В «Ходилки» можно играть одному, вдвоём и целой группой. Каждый участник игры ставит свою фишку на начало дорожки, кидает кубик, на грани которого не более трёх точек, делает ход и выполняет изображённое в кружочке задание.

Общий фон можно оформить в виде леса, неба с облаками, полянки с цветами, пруда с рыбками, в зависимости от задуманного сюжета.

«Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т. д.)

Игры с мячом

Огромные возможности в логопедическом тренинге дают игры с мячом (обычным резиновым мячом разных размеров, массажным, надувным или просто воздушным шариком). Мяч можно перекидывать друг другу, перекатывать, передавать, отстукивать, перекидывать с руки на руку, катать по руке, по ноге, по пальцам, проговаривая речевой материал.

Например, взрослый называет слово с автоматизируемым звуком и бросает мяч ребёнку, а ребёнок правильно повторяет слово и возвращает мяч взрослому.

Публикации по теме:

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии»Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии» Автоматизация звуков у ребенка с нарушением речи - обязательный этап в коррекции звукопроизношения. У кого-то он проходит быстро, у кого-то.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Автоматизация поставленных звуков в речи у дошкольников»
Опубликовано: 12 января 2025 в 22:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Автоматизация поставленных звуков в речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Белковская Марина Галактионовна (УИ 2806806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД