Белковская Марина Галактионовна
Консультация для педагогов «Автоматизация поставленных звуков в речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка – «Автоматизация поставленных звуков в речи у дошкольников»
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных рече-двигательных связей на различном речевом материале.
Самоконтроль поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства дошкольников особую трудность. Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука и привыкнуть новому правильному. Поэтому на этапе автоматизации звука в свободной речи ребёнок очень нуждается в помощи родителей.
Последовательность автоматизации поставленного звука.
Автоматизация поставленного звука осуществляется по принципу от простого к сложному и проводиться в строгой последовательности:
Сначала мы закрепляем звук изолированно на различных звуковых дорожках.
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
На этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Автоматизация звука в слогах
«Колечки»
Называем автоматизируемый слог и соединяем большой палец с каждым последующим пальцем, заканчивая мизинцем: РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Затем в обратном порядке.
Автоматизация звука в словах
«Посмотри вокруг» По очереди называем слова.
- Посмотри вокруг, найди и назови слова, в названии которых есть звук, называете тот звук, который в данный момент находиться в стадии автоматизации. Можно сначала взрослому найти и назвать несколько слов – предметов, чтобы ребенку было интереснее играть с вами, ведь мама или папа тоже ищет слова вместе с ним.
«Один - много» Взрослый называет слова с заданным звуком, а ребенок должен четко произнося изучаемый звук, назвать данные слова во множественном числе. Закрепляем звук в речи, совершенствуем грамматический строй речи, внимание.
«Назови со звуком…»Подумай и назови с заданным звуком слова, которые обозначают: посуду, одежду, животных и т. д
«Найди картинку» Предлагаем ребенку найти картинки, в названии которых слышим заданный звук, из старых журналов, газет, вырезать их и наклеить в тетрадь. Закрепляем данным упражнением не только звук, но и развиваем мелкую моторику, внимание.
«Посчитай - ка»
Эта игра позволяет тренировать детей в правильном согласовании числительных с существительным. Можно усложнить игру, добавив в словосочетание прилагательное.
Взрослый просит: «Сосчитай чёрных дроздов (красные квадраты, розовые вёдра, серых драконов)»Ребёнок считает предметы, указывая пальчиком на цифры:«Один чёрный дрозд, два чёрных дрозда, … шесть чёрных дроздов»
Взрослый следит за правильным произношением и согласованием слов.
«Кто как голос подаёт»
С помощью этой игры мы тренируем детей в образовании глаголов по звукоподражанию.
Взрослый: «Ворона» Ребёнок: «Каркает».
Корзина слов: тигр, медведь, лошадь, свинья, утка, голубь, петух, воробей, кузнечик.
«Ходилки - бродилки»
Это старая и незаслуженно забытая игра. Её можно сделать вместе с детьми.
На листе бумаги друг за другом нужно нарисовать кружочки. Дорожку из кружочков закончить около домика (самолёта, автобуса, подарка и т. д.) Это цель, куда ребёнок стремится попасть. В кружочках взрослый схематически изображает предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук.
В «Ходилки» можно играть одному, вдвоём и целой группой. Каждый участник игры ставит свою фишку на начало дорожки, кидает кубик, на грани которого не более трёх точек, делает ход и выполняет изображённое в кружочке задание.
Общий фон можно оформить в виде леса, неба с облаками, полянки с цветами, пруда с рыбками, в зависимости от задуманного сюжета.
«Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т. д.)
Игры с мячом
Огромные возможности в логопедическом тренинге дают игры с мячом (обычным резиновым мячом разных размеров, массажным, надувным или просто воздушным шариком). Мяч можно перекидывать друг другу, перекатывать, передавать, отстукивать, перекидывать с руки на руку, катать по руке, по ноге, по пальцам, проговаривая речевой материал.
Например, взрослый называет слово с автоматизируемым звуком и бросает мяч ребёнку, а ребёнок правильно повторяет слово и возвращает мяч взрослому.