Елена
Сценарий учебного занятия в детском хореографическом объединении для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
в детском хореографическом объединении
возраст детей : 6-7 лет
Кузнецова Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
2023 год
Тема учебного занятия : «Танцевально-пластические упражнения».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Цель учебного занятия : знакомство с танцевально-пластическими упражнениями через содержание образов сказки «Ручеек».
Задачи:
• развитие ассоциативно-образного мышления, выразительности и координации движений, умения владеть своим телом.
• формирование правильной осанки, гибкости и пластичности мышечного и связочного аппарата, умения ориентироваться в пространстве.
• совершенствование двигательных навыков и воспитание культуры движения,
• укрепление здоровья детей;
• развитие у учащихся природных способностей (слух, чувство ритма, координация, пластичность, внимания и наблюдательности.
• воспитание художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости;
• развитие коммуникативных навыков (доброжелательное отношение к окружающим, воспитание хороших манер и поведения)
• воспитание трудолюбия, самодисциплины и уверенности в своих силах.
Использование здоровьесберегающих технологий и приемов, как отдельный шаг в реализации метода. А именно:
защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, дыхательная гимнастики; самомассаж);
стимулирующие (элементы закаливания, приёмы психотерапии).
Педагог ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организацию рабочего пространства, привлечение внимания обучающихся к предстоящей учебной деятельности, теме занятия и т. д) с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог.
Тип учебного занятия : изучение нового материала.
Форма: игровая ситуация (сказка «Ручеек», приложение 2).
Оборудование: гимнастические коврики, музыкальный центр, наглядные пособия - детская книжка с иллюстрациями животных, СД диски, использование презентации ИКТ.
Этапы учебного занятия
• Организационный
Дети под музыкальное сопровождение входят в зал, проходят бодрым, четким танцевальным шагом. Выстраиваются линиями перед педагогом и выполняют поклон. Педагог излагает тему и цель учебного занятия. На этом этапе решается одна из задач развитие коммуникативных навыков (доброжелательное отношение к окружающим, воспитание хороших манер и поведения).
• Подготовительный
Дети выполняют музыкально-ритмическую разминку «Фиксики – веселые путешественники». В движении по кругу используются шаги на полупальцах, руки тянутся высоко над головой – растягивая позвоночник; шаги на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, кисти рук ставятся на плечи, разворачивая лопатки. Марш с высоким подниманием колена и отработкой метроритма, на припеве - выполняются образные танцевальные движения, упражнения на координацию (кота, чижика, собаки, Петьки-забияки, обезьяны, попугая, этим решается вторая поставленная задача - подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений к последующей (основной) части занятия через игровую ситуацию.
• Основной.
Подготовка к восприятию. Создание положительной мотивации для изучения нового материала. Используются словесный, практический, наглядный методы. (Начинается сама сказка, показ иллюстраций к ней, прослушивание музыки).
Педагог рассказывает: «Настало утро. Мир медленно начал просыпаться ото сна. Дзынь-дзынь-дзынь! Что же это звенит? Да это же водичка капает! Весенний ручеек проснулся! (Стоя, подъемы на полупальцы; разминка шеи (пытаемся услышать и увидеть ручеек)
Проснулся ручеек и потек себе между камушков, да меж травинок. В воде плескались рыбки, которые радовались новому дню. Упражнение «Рыбка»
(Само тело регулирует уровень нагрузки)
Они плыли быстро и пытались разбудить большую морскую звезду, которая притаилась в водорослях на самом дне. Упражнение «Морская звезда».
Дети учатся быстро переключать внимание, сделав упражнение, быстро садятся в позу для слушания (обязательно с прямой спиной).
«А на берегу шелестели листья деревьев, когда ветер задевал их ветви, казалось, что они шепчут: «С добрым утром, наш ручеек…». Упражнение «Веточка».
Но любопытен наш ручеек: выглядывает он из своего устья и по сторонам глядит (Коробочка, повороты головы в положении «коробочка»)
Упражнения выполняются без воздействия со стороны.
«Проснулись ото сна и две закадычные подружки: бабочка и стрекоза. Бабочка, ещё не до конца проснувшись, лениво махала крыльями и не спешила никуда. Зато стрекоза обгоняла её снова и снова и кричала: «Быстрее! Быстрее! Проснись! Так ты пропустишь все чудеса!» Упражнение «Бабочка», «Стрекоза».
А по берегам ручейка ползают маленькие крабики, умываясь хвалят его, за то что он водичку чистую всем приносит. Упражнение (Крабик).
А среди травинок ручеек встретил своего друга паука. Он всегда вставал раньше всех и плёл свою чудесную паутину, которой восхищались все вокруг. «Какой трудяга! Надо брать с него пример!» – подумал ручеек. Упражнение «Паук».
И тут ручейку послышался чей то голос! Это девочка прибежала к ручейку: «Ах! Как бы ножки не замочить! Нужно на цыпочках ходить здесь!» (Подъемы на полупальцы, ходьба на полупальцах)
Это увидел и маленький лягушонок, спрятавшись за травинкой.
- Ква-ква! – Сказал лягушонок. – Ха-ха-ха! У меня ножки всегда мокрые! - И запрыгал лягушонок по бережку. Упражнение лягушонок
- Какая чистая водичка в ручейке! – Воскликнула девочка, глядя на блеск капелек на солнце. И стала девочка капельки воды разбрасывать. Разминка суставов рук (изображаем, как расплескиваем воду из ручейка)
- Какая вкусная водичка! – Сказала стоящая в ручейке неподалеку цапля. Упражнение Цапля.
- Да-да! Очень вкусная! – Подтвердила сидевшая на листике зеленая гусеница. Упражнение Гусеница.
- И еще она холодная! – Сказала, вылезая из воды, черепаха и убежала. черепаха
Как прохладно и свежо! – Сказали цветочки и наклонили свои венчики, чтобы лучше видеть. (Наклоны, элемент импровизации)
Девочке стало очень весело, и давай прыгать по камушкам на берегу ручейка! (Прыжки вперед и назад, ходьба на пятках, поскоки)
Вот весело-то! – воскликнула девочка, набрала себе букет цветов и стала танцевать весенний танец радости. (Импровизация)
Дети выполняют в общей сложности 10-12 упражнений на различные группы мышц.
Главные требования к выполнению движений на основном этапе занятия :
1. плавность и ритмичность выполнения,
2. чередование статических напряжений и расслаблений,
3. концентрация внимания на том участке тела, на которое воздействуют упражнения,
4. включение упражнения на дыхание (учить правильному дыханию легче на образах, на выдохе издают звуки Ш-ш-ш, мяу, уф-ф,
5. повтор движений 4-6 раз.
В этой части используются упражнения, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка, воспитываются физические качества детей. Дети садятся на коврики, сохраняя правильную осанку при сидении (спина прямая, голова приподнята, плечи опущены и слегка отведены назад).
Процесс усвоения знаний на основном этапе:
Осмысление: разучивание движений, объяснение техники исполнения через «алгоритм» действия подражания, «вовлекающий» показ. Развитие у детей «мышечного чувства», различие значения слов «опускать» и «бросать» (руки). Первое означает пассивное, а второе - активное действие. Движения сначала разучиваются под счет, а потом под музыку. Разучивание танцевальных движений сводиться к принципу: от простого материала к сложному. Т. е деление движения на простые части отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности.
Закрепление: принцип многократного повторения, отработка движения с помощью различных методов и приемов, первичный контроль выполнения. Ребенок постепенно научится выполнять это движения правильно и красиво.
Воспроизведение: самостоятельное исполнение, контроль и оценка, способность показать и разучить движение с другими.
Игротренинг «Передай образ…» (задача для детей передать с помощью движений образ животного под русскую народную музыку). Используются элементы ритмики и игры, развивающие культуру движения, владению своим телом, пластике жеста. В игре сохраняется главный принцип: все движения должны быть органически связаны с музыкой, т. е. соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности.
Упражнение на релаксацию течение 1-2 минут. Дети находятся на ковриках, в положении лежа на спине с закрытыми глазами при максимальном расслаблении мышц всего тела в сопровождении успокаивающей музыки.
Заключительный этап:
Дети выстраиваются в линии, педагог коротко анализирует занятие с акцентом на материале, изученном на уроке, даёт домашнее задание. Дети выполняют поклон и уходят под музыку марша из зала.
Приложение 1
Группа первого года обучения на учебном занятии
Приложение 2
Сказка «Ручеек»
Содержание Описание образно-пластических движений
Настало утро. Мир медленно начал просыпаться ото сна. Дзынь-дзынь-дзынь! Что же это звенит? Да это же водичка капает! Весенний ручеек проснулся! Тянемся вверх макушкой (руки могут быть на поясе, могут быть подняты вверх); в этом положении выполняем подъемы на полупальцы
Проснулся ручеек и потек себе между камушков, да меж травинок. В воде плескались рыбки, которые радовались новому дню. (РЫБКА). лёжа на спине руки вытянуты вдоль тела. Двигать телом в стороны.
Они плыли быстро и пытались разбудить большую морскую звезду, которая притаилась в водорослях на самом дне. (МОРСКАЯ ЗВЕЗДА) встать прямо, ноги на ширине плеч, руки в стороны ладонями вниз. Медленно наклониться не сгибая ног, и правой рукой взять левую ногу. Левая рука наверху.
А на берегу шелестели листья деревьев, когда ветер задевал их ветви, казалось, что они шепчут: «С добрым утром, наш ручеек…». (ВЕТОЧКА) лечь на спину, ноги вместе, носки вытянуты, руки вдоль тела ладонями вниз. Не сгибая ноги в коленях медленно поднять ноги в вертикаль, таз не отрывать от пола.
Но любопытен наш ручеек: выглядывает он из своего устья и по сторонам глядит (КОРОБОЧКА). Держим руками согнутые ноги и стараемся достать ступнями до головы.
Проснулись ото сна и две закадычные подружки: бабочка и стрекоза. Бабочка, махала крыльями и не спешила никуда. Зато стрекоза обгоняла её снова и снова и кричала: «Быстрее! Быстрее! Проснись! Так ты пропустишь все чудеса!» (БАБОЧКА). поза прямого угла. Согнуть ноги в коленях, стопы и колени положить на пол, руки на коленях. Движения как взмах крыльев бабочки.
(СТРЕКОЗА) встать на колени, раздвинуть руки в стороны, ладони вниз. Прямая правая рука вверх, а левая к правой пятке. Смотреть на пятку.
А по берегам ручейка ползают маленькие крабики, умываясь хвалят его, за то что он водичку чистую всем приносит. (КРАБИК) поза прямого угла. Согнуть ноги в коленях, стопы и колени положить на пол, руки вытянуть вверх и сделать наклон вперед.
А среди травинок ручеек встретил своего друга паука. Он всегда вставал раньше всех и плёл свою чудесную паутину, которой восхищались все вокруг. «Какой трудяга! Надо брать с него пример!» – подумал ручеек. (ПАУК) встать, ноги как можно шире, согнуть руки перед грудью ладонями вперёд. Согнуть правую ногу в колене, перенести на неё тяжесть корпуса, левую ногу выпрямить и задержаться в этом положении.
И тут ручейку послышался чей то голос! Это девочка прибежала к ручейку: «Ах! Как бы ножки не замочить! Нужно на цыпочках ходить здесь!» (ДЕВОЧКА) Подъемы на полупальцы, ходьба на полупальцах
Это увидел и маленький лягушонок, спрятавшись за травинкой.
- Ква-ква! – Сказал лягушонок. – Ха-ха-ха! У меня ножки всегда мокрые! - И запрыгал лягушонок по бережку. (ЛЯГУШОНОК) Глубокий сед с выворотными коленями и стопами, руки перед собой касаются пола.
Далее прыжки по –лягушачьи.
- Какая чистая водичка в ручейке! – Воскликнула девочка, глядя на блеск капелек на солнце. И стала девочка капельки воды разбрасывать. изображаем, как расплескиваем воду из ручейка
Какая вкусная водичка! – Сказала стоящая в ручейке неподалеку цапля. (ЦАПЛЯ)
Да-да! Очень вкусная! – Подтвердила сидевшая на листике зеленая гусеница. (ГУСЕНИЦА) сидя с прямой спиной, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Поднимая и поворачивая пальцы ног, ползущим движением двигаемся вперед и обратно.
- И еще она холодная! – Сказала, вылезая из воды, черепаха и убежала. (ЧЕРЕПАХА)
Как прохладно и свежо! – Сказали цветочки и наклонили свои венчики, чтобы лучше видеть. Наклоны корпуса
Девочке стало очень весело, и давай прыгать по камушкам на берегу ручейка!
Вот весело-то! – воскликнула девочка, набрала себе букет цветов и стала танцевать весенний танец радости Прыжки вперед и назад, ходьба на пятках, поскоки.
Импровизация.
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”
Китайская мудрость
Деятельностный подход на учебных занятиях в хореографическом объединении – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в организации практической работы детей, причём она должна быть организована таким образом, чтобы дети сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
На представленном учебном занятии у ребят есть возможность через движение показать свой образ в соответствии со своим опытом и творческим воображением.
Таким образом, основной педагогической задачей в рамках системно-деятельностного подхода на учебном занятии становится : организация условий, инициирующих детское действие.
Системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование его индивидуальных способностей. Он позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования (обучающиеся, получая домашнее задание, сочиняют свой вариант сказочного сюжета с выполнением танцевально-пластических движений).
Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.