Наталья Вячеславовна Чарикова
Социализация детей с ОВЗ посредством обучения плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
«Социализация детей с ОВЗ через обучение плаванию»
Неблагоприятная ситуация со здоровьем подрастающего поколения вызывает справедливую озабоченность у государственных и общественных организаций, родителей, педагогов. За последнее время произошло существенное снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей.
Публикация «Социализация детей с ОВЗ посредством обучения плаванию» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проводя мониторинг по плаванию среди детей в ДОУ я обратила внимание на то, что все воспитанники имеют специфические особенности. У детей наблюдается поверхностное (ключичное) дыхание, нарушение координации движений, повышенный мышечный тонус, недостаточное понимание речевых инструкции, затруднение коммуникативных функций, низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывается на решении образовательных задач. Как известно, успешность процесса обучения во многом определяется состоянием здоровья ребёнка. Общая ослабленность организма, задержка функционального созревания, расстройства нервно-психической сферы служат причиной более сложного процесса адаптации к образовательным стандартам той или иной возрастной группы и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость и снижение успешности у детей с диагнозом ОВЗ.
Как известно, плавание - наименее травматичный вид спорта и поэтому выполняет важную и действенную коррекционно-реабилитационную функцию оздоровления. Социальная адаптация через плавание существенно расширяет круг общения ненормотипичных детей со сверстниками, эмоционально насыщает их жизнь и является эффективным адаптационным, с педагогической точки зрения, плацдармом для формирования успешной коммуникационной среды в условиях системы инклюзивного образования.
Пожалуй, главная задача всех специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности. Но для этого необходим комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на личность.
Нижеприведенные рекомендации и методические разработки, главным образом, разрабатывались мной с целью не только обучению плаванию, но и общему оздоровлению детей ОВЗ. Особо стоит отметить, что в моей практике игровая деятельность является основной формой обучения детей. Интеграции игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простых действий к разучиванию определенных плавательных движений более сложного характера. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка). Важным фактором в этой работе является также и снижение монотонности процесса обучения. Используя разнообразные формы проведения занятий, различные методы и приемы, в своей практической деятельности я стараюсь адаптировать фундаментальные принципы различных педагогических направлений, совмещая их с современными наработками комбинированных методик, направленных на всестороннее развитие физической и психоэмоциональной сферы детей. К примеру в моей практике активно используются основы логоритмики, кинезиологии, игрового массажа.
Цель:
сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ, их успешная социализация в обществе.
Задачи:
- Снижение мышечного тонуса у детей.
- Развитие речевого дыхания, путём фонетической ритмики, дыхательной гимнастики, игрового массажа, логоритмических и кинезиологических упражнений.
- Закаливание детей. Обучение плаванию.
- Пропагандирование здорового образа жизни в семьях воспитанников.
- Успешная социализация в обществе сверстников.
Основные шаги:
постановка правильного дыхания и увеличения жизненной емкости легких,
развитие моторики: общей и мелкой,
закаливание,
развитие координации движений,
кинезеология,
релаксация,
обучение плаванию,
пропаганда ЗОЖ среди воспитанников.
1. Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика уникальный оздоровительный метод, который способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма. На занятиях по плаванию отрабатывается : формирование диафрагмально – нижнереберного сильного продолжительного выдоха, дифференциация ротового и носового дыхания.
2. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика - оказывает общеукрепляющее воздействие, нормализует тонус, эластичность и сократительную способность мышц, восстанавливает иннервацию органов артикуляционного аппарата (проведение нервных импульсов от центрального речевого аппарата (головного мозга) к периферическому, оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.
3. Релаксация
Релаксация– глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть, как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
4. Кинезиологические упражнения
Развитие межполушарного взаимодействия, которое называется кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые помогают выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
5. Подвижные игры и игры на ориентацию в пространстве.
Игра – это основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры ребенок познает окружающий мир, в том числе учится ориентированию в пространстве. В игре формируются мышление, память, взаимоотношение со свертниками, развиваются, закрепляются приобретенные умения и навыки. Передвигаясь в пространстве, ребенок познает отношение между предметами и определяет свое собственное положение к ним.
Благодаря игре ребенок получает огромный позитивный заряд.
6. Обучение плаванию в технике кроль, как наиболее доступного и полезного способа детям с ОВЗ.