Кезерева Зарина
Методическая разработка «Диагностика готовности обучающихся к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Диагностика готовности обучающихся к школе».
Содержание.
1. Введение….…3
2. Методическое сопровождение….…5
2.1. Тест: «4-четвёртый лишний»….5
2.2. Тест: «Графический диктант»….…. 6
2.3. Тест: «Стандартная беседа Нежновой»…. 9
2.4. Тест: «Корректурная проба»…11
2.5. Тест: «Лесенка»…. 12
2.6. Тест: «Кёрна-Йирасека»…14
4. Литература…17
5. Приложение
1. ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Методическая разработка „Диагностика готовности обучающихся к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
В законе «Об образовании» (статья 11) отмечается, что «федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) должен обеспечить: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность образовательных программ; вариативность содержания программ; государственные гарантии уровня и качества обучения».
Так, (далее – ФГОС) дошкольного образования (далее – ДО, статья 1.6. гласит: «Стандарт направлен на решение следующих задач: обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней», а в статье 4.7. оговорены условия её реализации: «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». В (далее – ФГОС) начального общего образования (далее - НОО) в пункте 1.5. говориться «Стандарт направлен на обеспечение: преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования», тоже мы видим, и в (далее – ФГОС) основного общего образования (далее - ООО, пункт 1.4. В психологии и педагогике преемственность между ступенями образования рассматривается, как одно из условий непрерывного развития человека и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Важно помнить, что преемственность – это не только подготовка к новому, но, главное, сохранение и совершенствование необходимого и целесообразного старого, соответственно, умения, навыки и знания, приобретаемые в ходе обучения, рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития человека. Под непрерывностью принято понимать наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования с целью продвижения обучающихся на каждой ступени, а преемственность – это соблюдение взаимосвязи и взаимодополнения всех компонентов (целей, задач, содержания, методов, средств и т. п.) на границах различных этапов или форм обучения (детский сад – школа – колледж – институт и т. д.) в рамках целостной системы образования.
Проведение психологической диагностики, с одной стороны, требует разработки системы критериев, которые позволяли бы отслеживать процессы психического развития ребенка, с другой стороны, возникает вопрос о допустимости и целесообразности использования в качестве таких критериев психологических тестов. Поэтому следует определиться с целевыми установками диагностики :
• во-первых, она может проводиться для лучшего понимания особенностей психического развития детей и определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
• во-вторых, для выявления обучающихся, неготовых к обучению в школе, для организации коррекционно-развивающей работы или перенесение срока начала обучения.
Психолого-педагогическая диагностика обучающегося – это чрезвычайно ответственная процедура, к которой допускаются специалисты, прошедшие многолетнюю и многоступенчатую профессиональную подготовку.
При этом обязательно должны соблюдаться психологические принципы тестирования:
• во время обследования должна быть создана атмосфера доброжелательности. Необходима позитивная эмоциональная оценка действий обучающихся, поощрение, поддержка. Негативная реакция на ошибки недопустима;
• во время обследования желательно создать атмосферу игры, а не экзамена. Педагог-психолог, осуществляющий диагностику должен восприниматься обучающим, как партнер по игре, а не как проверяющее лицо;
• давая обучающему инструкцию, надо убедиться и добиться, чтобы он понял ее правильно;
если обучающий отказывается или не может сразу выполнить задание, не следует настаивать. Можно предложить ему другое задание, а потом вернуться к этому;
при обследовании могут присутствовать родители, но их следует предупредить о недопустимости вмешательства в тестирование обучающегося. Все вопросы и проблемы обсуждаются по окончании тестирования.
Комплексная диагностика позволяет выявить состояние основных сфер психического развития обучающего и его потенциальные стартовые возможности.
2. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
2.1. Тест «4-четвёртый лишний».
(по методике «Что здесь лишнее?» Р. С. Немова)
Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний. (Приложение №1)
Процедура проведения методики : ребенку предлагаются картинки, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Картинки можно предъявлять по одной.
Анализ результатов
0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием;
4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин;
2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;
10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
Выводы об уровне развития:
- Низкий — 0—1 балл;
- Ниже среднего — 2—3 балла;
- Средний — 4—7 баллов;
- Выше среднего — 8—9 баллов;
- Высокий — 10 баллов.
2.2. ТЕСТ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ».
(по методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина)
Цель: предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью выявляется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Материал: Тетрадный лист в крупную клетку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками (Приложение №2, простой карандаш
Инструкция: Сейчас мы с тобой (с вами) будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. (Вместе с детьми выяснить, где правая и где левая сторона, показать на образце как проводить линии вправо и влево.) Для усиления мотивации к качественной деятельности возможен игровой вариант: «Мы с вами машинисты и поведем свои паровозы по маршруту. Рельсы по маршруту проложены замысловатым узором. Важно провести паровозы строго по рельсам, чтобы не совершить аварию. Будьте внимательны к командам диспетчера».
Тренировочный узор № 1: «Поставь (те) карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз. Дальше продолжай (те) сам (и)». При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора дается 1- 1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы.
Тренировочный узор №2 «Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовьтесь! Внимание! Одна клетка вверх, одна направо, одна вверх, одна направо, одна клетка вниз, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, одна направо, одна вверх, одна направо.
Тренировочный узок № 3: «Внимание! Три клетки вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, три клетки вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, три клетки вверх и продолжайте самостоятельно.» (Через 1-1,5 минут начинается диктовка последнего узора.).
Тренировочный урок № 4: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо, одна вверх, одна влево, две вверх, три клетки вправо, две вниз, одна влево, одна вниз, три клетки вправо, одна вверх, одна влево, две вверх. Продолжайте дальше самостоятельно».
Оценка результатов.
Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:
0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.
2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.
4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т. п. не учитываются и не снижают оценки).
За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по этой же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, оценка, занимающая промежуточное значение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка.
Затем обе оценки суммируются, давая суммарный балл (далее - СБ, который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено по 0 баллов) до 16 (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
Низкий — 0-3 балла.
Ниже среднего — 4-6 баллов.
Средний — 7-10 баллов.
Выше среднего — 11-13 баллов.
Высокий — 14-16 баллов.
2.3. ТЕСТ «СТАНДАРТНАЯ БЕСЕДА НЕЖНОВОЙ».
Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Варианты ответов и их оценка:
А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла.
Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл.
В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.
Вопросы беседы Варианты ответов Баллы
1. Хочешь ли ты идти в школу?
А – очень хочу 2
Б – так себе, не знаю 1
В – не хочу 0
2. Почему ты хочешь идти в школу?
А – интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д. (2б)
Б – интерес к внешним школьным атрибутам : новая форма, книги, портфель и т. д. (1б)
В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала. (0б)
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят?
А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т. д. (2 б)
Б – приобретение формы, школьных принадлежностей (1б)
В – занятия, не относящиеся к школе (0б)
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе
нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)
А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка (2б)
Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса (1б)
В - уроки художественно- физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе. (0б)
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?
А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д. (2б)
Б – дошкольные занятия : рисование, конструирование. (1б)
В – занятия, не имеющие отношения к школе : игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными. (0б)
Интерпретация результатов:
Результат:
- 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция);
- 8-5 баллов - свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
- 10-9 баллов - говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована).
2.4. ТЕСТ «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА».
(модификация метода Пьерона - Рузера)
Цель: изучение концентрации и устойчивости внимания.
Материал и оборудование: бланк (Приложение №2) теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".
Бланк к тесту:(Приложение №3).
Анализ и оценка результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
2.5. ТЕСТ: «ЛЕСЕНКА».
Цель: исследование самооценки ребенка.
Материал: рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. (Приложение №4).
Процедура проведения: показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступенечке.
При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые:
«Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?»
Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит, и кто – на самую нижнюю ступеньку.
Обработка результатов:
Низкий уровень 1-3 ступенька - самооценки (заниженная).
Средний уровень 4-7 ступенька - самооценки (адекватный).
Высокий уровень 8-10 ступенька –самооценки (завышенная).
В итоговой таблице вносятся данные по всем выпускникам (далее – ДОУ). Указывается общее количество обучающихся участвовавших в диагностике : в процентах указывается количество детей по трем уровням результативности. В таблице также отмечаются данные куда планирует поступить ребенок: в лицей, в общеобразовательную или коррекционную школы; остаются в (далее – ДОУ) еще на один год.
Обработка результатов:
• составление психодиагностического заключения, подсчет индивидуального индекса готовности для каждого обучающего, заполнение психолого-педагогической характеристики;
• подсчет результатов готовности для каждого обучающего, разработка организационно-методического материала для родителей, по развитию и коррекции учебно-важных качеств. (Приложение 5, 6, 7, 8).
2.6. ТЕСТ КЁРНА-ЙИРАСЕКА.
Тест Керна-Йирасека позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы : речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого времени. Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы, выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания, «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка. Тест Керна – Йирасека может применяется как в группе, так и индивидуально. Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определенном пространственном положении. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен. При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается. Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения теста встает, убегает, машет руками и т. п., это может говорить о незрелости эмоционально-волевой сферы.
Задание 1. «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.
Результат.
1 балл – у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка, уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.
2 балла – выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.
Задание 2. Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы. «Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее». Он ел суп.
Результат.
1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.
5 баллов – каракули.
Задание 3. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».
Результат.
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.
2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.
4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.
5 баллов – каракули.
Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту. Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе. 6-7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе. 8-9 баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях. Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.
4. Литература.
Белошистая А. В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопросы психологии. — 2008. — № 6. Гончарова И. И. Формирование профессиональной готовности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования // Автореф. дисс. 13.00.08. — М. : 2004.
Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Этап построения модели педагогического процесса. // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. –Москва, 2013. –С. 30-32.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: под ред. Д. И, Фельдштейна. / Л. И. Божович. - М. : Издательство Институт практической психологии. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1997, -352л.
Бутенко В. Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников : Автореферат дис. канд. псих. наук. –М., 2007. –22 с.
Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. –М., 2004. –253с.
Калин В. К. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. –
Симферополь, 1983.–280с.
Кондратенко Т., Литвина Н. Проблемы преемственности в образовательной работе дошкольных учреждений и начальной школы // Вестник института развития ребенка. Сб. научных трудов. Серия: философия, педагогика, психология. Выпуск 8. – Киев, 2010.
Мельникова Л. В. О значении развития воли у ребенка: (по И. А. Сикорскому [1842-1919 гг. ]). / Л. В. Мельникова, В. Д. Столбун, Ю. В. Столбун. // Научно- исследовательские материалы по истории российской психологии. –Ярославль; Тверь; Красногорск, 2001. –Т. 3. –С. 352-357.
Мухина В. С. Психология дошкольника. –М., 2007. – 315 с.
Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М. : ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.
Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. –М. : Издательство во Московського психолого-социального института, 1998. –256 с.
Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие. –4-е издание. – Москва: Академия, 2007. –384 с.
Интернет-источник.
https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/50-internetresursov-dlia-distancionnogo- obucheniia-shkolnikov-5e7c51b96a65832da0119208
https://326.tvoysadik.ru/site/pub?id=273
https://www.art-talant.org/publikacii/8204-roditelyskoe-sobranie-v-podgotovitelynoy- gruppe