Людмила Борисовна Тарасова
Игры с инструментами как процесс развития творческого воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка.
«Игры с инструментами как процесс развития творческого воображения дошкольников»
Музыкальный руководитель МДОБУ детский сад № 37 МО Кореновский район
Публикация «Игры с инструментами как процесс развития творческого воображения дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам до-школьного образования, воспитателям. Использование дидактических игр позволит педагогу пробудить у воспитанников интерес к элементарному музицированию, с помощью игровой методики решить задачи по развитию творческого воображения дошкольников.
Цель представленной методической разработки – представить коллегам спосо-бы и приёмы развития у детей различных творческих и коммуникативных способно-стей, эстетических представлений в процессе игры с музыкальными инструментами.
«Есть идеи, вечные, как сама жизнь. Есть идеи, прекрасные, как мечта. Есть идеи воодушевляющие, как радость. Есть идеи, которые несут счастье, удовольствие, легкость и изящество. И все эти идеи объединяет игра! Играйте с детьми! Не будьте так серьезны, улыбайтесь!
(Тютюнникова Т. Э., кандидат искусствоведения, автор программы «Элементарное музицирование с дошкольниками»)
Творческое музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке. Совместное творческое музицирование обладает большим потенциалом эмо-ционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личных качеств детей, тех, которые могут быть сформи-рованы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гиб-кую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудни-чать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необык-новенно привлекательными предметами, на которых хочется сыграть. Ведь инстру-мент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем, - почти волшебник. Но в первую очередь – это орудие музыканта, с помощью которого он реализует свою вдохновенную деятельность. Поэтому надо почаще давать в руки детям музыкальные инструменты, даже самые простые, например, погремушку.
Важно посвятить драгоценное время музыкальных занятий именно музыкаль-ному развитию детей. Живое творчество, детская фантазия, непосредственность и импровизация превращают занятие в маленький праздник.
Приветствие
Коммуникация, социализация.
Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой инструмент. Что делают де-ти, когда у них в руках оказывается музыкальный инструмент? Конечно, они на нем играют и создают много-много шума! Требовать от детей полной тишины на занятиях с инструментами не только бессмысленно, но и неразумно: дети должны самостоя-тельно исследовать и изучать предметы, которые попали к ним в руки!
Вначале я говорю, например, следующее: «Здравствуйте, я – Людмила Бори-совна!» После своих слов играю что-нибудь на своем инструменте. Дети подключа-ются к такому приветствию друг за другом по кругу.
«Приветствие» — одна из самых первых игр, которые учат детей понимать, что инструмент что-то «сказал», в его звуках есть смысл и содержание. Кроме того, даже самые робкие дети становятся на мгновение солистами и могут чувствовать свою важность и нужность. Это формирует в них нужные качества: чувство самоува-жения и принятия другими в группе, умение быть лидером.
Пинг-понг
Реакция, внимание, контакт глазами.
Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой музыкальный инструмент. Ребенок, извлекая из своего инструмента один звук, называет имя того, кому он звук передает, как будто «перебрасывает» мячик. Получивший звук тут же посылает его следующему. Во время игры все должны быть очень внимательны, чтобы вовремя поймать звук. Здесь крайне важен чуткий зрительный контакт всех участников игры : ребенок, посылающий звук, должен встретиться глазами с тем, кому он звук перебра-сывает.
Вначале игра проводится в достаточно медленном темпе: все должны успе-вать в ней участвовать! Со временем темп можно увеличить, но он всегда должен оставаться комфортным для участников музицирования, чтобы дети могли следить за перемещениями звука.
Передай эстафету
Реакция, внимание, контакт глазами, ритмическое развитие.
Эта игра позволяет использовать все имеющиеся шумовые инструменты. Дети научатся терпению, выдержке и радости совместного участия. Такие социаль-ные аспекты игр с инструментами носят и воспитательный, и обучающий характер.
Вариант 1. Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой инструмент. Педагог начинает играть на своем инструменте и в конце взором предлагает присо-единиться одному из детей. Ребенок, поймавший взор, присоединяется к игре и сам также затем взглядом передает эстафету кому-то еще. В этом варианте игра проводит-ся как вне метра и вне ритма (аметричная и аритмичная, то есть дети играют, сколько хотят и как хотят. Это похоже на первые манипуляции детей с инструментом после исследования его возможностей.
Вариант 2. Целью педагога должна быть постепенная организация дан-ной игры в метре и ритме. Для этого варианта можно использовать небольшое стихо-творение, оно позволит упорядочить музицирование: декламируем стихотворение и все вместе играем на инструментах в метре стиха. Затем останавливаемся — и играет солист, об инструменте которого говорится в стихах. Игра проводится в форме рон-до: все декламируют общий речевой рефрен, эпизодами являются импровизации де-тей на инструментах.
Стихи про все используемые у вас инструменты могут сочинить дети с вашей помощью на занятиях. Например, попробуйте продолжить нижеприведенное стихотворение дальше : сочините стихи про барабан, треугольник. Стихи могут быть смешными и совсем чепуховыми: «Посмеялся барабан — поломался в душе кран». «Посмеялся треугольник — получил пятерку школьник». «Засмеялись бубенцы — заплясали огурцы». «Посмеялся маракас – все пустились дружно в пляс». «Посмеялся бубен – танец наш не труден». «Посмеялась погремушка – взяли зайчика за ушко». Рефрен: «Если все нам удается, даже музыка смеется».
Сольный концерт
Музыкальное воображение, мышление, импровизация
Эта игра преследует две главные цели: изучение исполнительских и звуко-вых возможностей шумовых инструментов и развитие способностей к спонтанной импровизации. Очень важно также, что дети начнут понимать, что звук всегда несет смысл, и любая производимая ими последовательность звуков должна пониматься как текст, имеющий содержание. Отсюда начинается дорога к пониманию высокой музыки: звук несет смысл!
Итак… Инструменты собрались в кругу, и каждый стал готовиться к сольно-му выступлению, чтобы понравиться дирижеру больше других, и он мог пригласить их в свой новый оркестр. Детям дается задание найти не менее трех разных звуков на своем инструменте и объединить их в маленькую пьесу – сыграть свою музыку! Такая импровизированная пьеса и станет сольным выступлением каждого. Время для этого исследования составляет примерно 3-5 минут.
После этого педагог, как дирижер, торжественно занимает свое место на сту-ле, и инструменты начинают концерт… Сыграть можно только один звук. Но сыг-рать его АРТИСТИЧНО! Каждый ребенок, закончивший свое выступление, передает очередность соседу, дотронувшись до него рукой.
Конечно, выступления были так хороши, что все инструменты были зачис-лены в новый городской шумовой оркестр! И вот настал день концерта. Инструмен-ты заняли свои места в оркестре, пришел дирижер с нотами в руках… Элементарное музицирование — игра для удовольствия всех участников! Это не тяжкий труд!
После этого можно с детьми сыграть импровизированно какую-нибудь тан-цевальную мелодию с шумовыми инструментами, разделив их предварительно на подгруппы.
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в твор-ческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие праздником? Как нена-вязчиво, легко и просто рассказать детям о самом главном – о том, как прекрасен мир, как интересно можно жить в нем?
Как развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фанта-зировать и придумывать? Ответы на эти вопросы в творческом сотрудничестве с детьми, в элементарном музицировании, в способности педагога импровизировать, фантазировать, самому увлеченно играть с детьми.