Надежда Кривоногова
Ритмодекламация как способ устранения речевых дефектов у старших дошкольников на музыкальных и физкультурных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 "Солнышко" Старооскольского городского округа
Кривоногова Надежда Сергеевна,
Васютина Лариса Ивановна,
Инструктор по ФК
Тема: Ритмодекламация как способ устранения речевых дефектов у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных и физкультурных занятиях.
Публикация «Ритмодекламация как способ устранения речевых дефектов у старших дошкольников на музыкальных и физкультурных занятиях» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы ребенок интенсивно растет и развивается, а движения становятся его потребностью. По движениям ребенка можно судить о его физическом развитии. Наблюдаются нарушения в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения. Проблема развития музыкально-ритмических способностей у детей с нарушениями речи - это отсутствие системы формирования у этих детей музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи на музыкальных и физкультурных занятиях.
Природа наградила человека щедро: она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков. Развивая музыкальные и двигательные способности ребенка, мы развиваем его внутренний мир, его память, координацию движения и ритмическую активность, фонематический слух, организованность и внимание. Все эти качества нужны каждому человеку в современном мире. Погружаясь в мир музыки, пережив разнообразные чувства и эмоциональные состояния, ребенок станет уверенным в себе, научиться пониманию и состраданию. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Сегодня, просто, необходимо, наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного и физического развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия. В музыкально-коррекционной деятельности, основные элементы направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности и двигательной активности. Важную роль в коррекции речевой патологии помогают сыграть все виды художественной деятельности, расширяющие возможности коммуникации, повышающие самооценку ребёнка, развитию у него творческих способностей, воображения, речи. Особенно хочется обратить внимание на музыкальную деятельность. Музыка и движения занимают особое место в развитии и коррекции отклонений у детей с различными проблемами.
Творческие, музыкальные и физкультурные занятия с дошкольниками обогатились в нашей практике новым разделом - ритмической декламацией, одной из основных элементов системы развития, базирующейся на ритмическом родстве музыки, движения и речи.
Ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, ритмического и поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Ритмодекламацию можно рассматривать, как одну из перспективных форм коррекционной работы с дошкольниками. Ее использование в работе способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале. Использование же ритмодекламации при выполнение различных движений обеспечивает как развитие правильного дыхания, так и развитие речи, так как, от развития моторики зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.
На занятиях активно используются логопедические разминки, двигательные рассказы, логоритмические упражнения, пальчиковая гимнастика, рифмованные фразы, дыхательная и звуковая гимнастика.
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь, с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, он не сможет правильно и выразительно петь.
У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речи имеются особенности развития музыкальных способностей, обусловленные недостатками музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи. Целенаправленное включение ритмодекламации обеспечит преодоление отставания в развитии музыкально-ритмических способностей у детей с нарушениями речи, повысит эффективность педагогической помощи, если она будет проводиться поэтапно, будет носить системный и дифференцированный характер с учетом структуры и степени нарушений речевого развития воспитанников. Использование ритмодекламации на музыкальных и физкультурных занятиях развивает у детей весь комплекс музыкально-ритмических способностей : музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой. Организация музыкальных и физкультурных занятий на основе синтеза слова, музыки, ритма и движений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей и развитию речевых навыков. Здесь можно выделить два основных направления:
- развитие неречевых процессов : слухового внимания, слуховой памяти,
пространственных представлений, координации движений, чувства ритма и
темпа.
- развитие речи и коррекция речевых нарушений : фонематического восприятия, силы голоса, подвижности артикуляционного аппарата, автоматизации и дифференциации звуков.
Такой подход к занятиям требует использование новых наиболее эффективных педагогических технологий в развитии детей. Музыка несет основную функцию - функцию человеческого общения. Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. А работа инструктора по физической культуре заключается в развитии общей моторики у детей, развитии дыхания и координации движений, также ведется работа над развитием уверенности, внимания, самостоятельности и трудолюбия.
Новые подходы к образованию требуют использования наиболее эффективных педагогических технологий в развитие музыкальности детей.
Актуальность работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Музыкальному руководителю и инструктору по физической культуры, организующим разнообразную музыкальную деятельность детей через пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические игры, игры на развитие чувства ритма, музыкально-дидактические игры, речевые игры, пальчиковую гимнастику, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, нормализация психических процессов, укрепление, тренировка двигательного аппарата, которые основаны на использовании связи слова, музыки и движения.
Ведущая педагогическая идея заключается в использовании нетрадиционных форм по совершенствованию чувства ритма у детей, как составляющую музыкально-ритмическую работу над речью ребёнка в целом, которая позволяет рассматривать ритмодекламацию как одну из перспективных форм обучения дошкольников.
Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с инструктором по физкультуре, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость, координацию движений, а инструктору по физкультуре включение музыки в образовательный процесс необходимо для создания эмоционального настроя, активизации внимания детей, для увеличения моторной плотности занятия.
Ритмодекламацию можно включать в разные виды деятельности, реализуемых на занятиях и в свободной деятельности дошкольников.
Данная методика может использоваться педагогами всех дошкольных учреждений, работающих по различным программам, логопедами, психологами, а также учителями начальных классов общеобразовательных учреждений. Для данной технологии были определены цели и задачи.
Цель: создание условий для развития музыкально-ритмических способностей детей с нарушением речи посредством ритмодекламации.
Исходя из особенностей детей, решаются одновременно задачи, как музыкального и физического воспитания, так и коррекционные задачи.
Задачи музыкального и физического воспитания:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.
3. Развивать навыки во всех видах музыкальной и физической деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных занятиях.
4. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.
5. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).
6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видам музыкальной и физической деятельности.
Коррекционные задачи:
1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться более гармонично.
2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания, памяти, музыкального восприятия.
3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, способы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости.
Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать.
По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных ostinato(от лат. obstinatus — упорный, упрямый; метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение ритмической фигуры (ритмическое остинато).
Разработано немало эффективных способов применения ритмодекламации на музыкальных и физкультурных занятиях. Предлагаю вам рассмотреть простые и занимательные игры, которые можно сделать самим и применять на занятиях. Условно мы разделили игры на группы: речевая игра с движением, речевая игра со звучащими жестами, речевая игра с музыкальными инструментами, коммуникативная игра.
Речевые игры с движением.
Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительным средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т. к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх, такие как: "Путешествие в лес", "Дождь", "Фома", "Пчелы водят хоровод", "Хей, привет" и т. д., текст поется или ритмично декламируется хором, соло и дуэтом. К звучанию добавляются хлопки, щелчки, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у ребенка идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных и физкультурных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи и двигательной активности.
Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: песенки-распевки, считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки и т. д.
Цель таких игр: способствовать развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучать их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации: ее тембру, динамике, регистру, артикуляции, темпу и др.
Речевые игры со звучащими жестами.
Речевые игры могут идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (палочки-клавесы, орешки, тарелочки и т. д., шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Речевые игры со звучащими жестами, такие как: "Игра с орешками", "Веселые палочки", "Клавесы", "Веселые стаканчики", активизирует у детей с нарушением речи развитие слухового внимания, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения. Также способствует интенсивному развитию чувства ритма, а также формирование речевых навыков. Опора на речевое интонирование дает возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей.
Цель таких игр: помочь успешно отрабатывать координацию пения и движения, улучшать звукопроизношение, закреплять сложные двигательные навыки, автоматизировать движения.
Речевые игры с музыкальными инструментами.
Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов - металлофон, ксилофон, различных шумовых (в т. ч. самодельных "шуршалок", "звенелок", "скрипелок"). Элементарное (в смысле - "доступное") музицирование дает возможность детям экспериментировать, развивать творческие способности. Одним из видов речевых игр с музыкальными инструментами является ритмодекламация – это ритмическое
произнесение текста на фоне звучащей музыки.
Цель таких игр: развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).
Коммуникативные игры.
Развитие коммуникативных навыков в большей степени способствуют упражнения для развития голоса (распевки) и игры со словом, благодаря эмоционально-насыщенной атмосфере, сочетанию текста с музыкой и движениями, коротким повторяющимся фразам, свободе самовыражения. Стимуляция речевой деятельности активно происходит в процессе проговаривания текстов стихов. Поэтому, включение в заключительную часть занятия стихотворений, которые дети озвучивают музыкой и будет являться для детей игрой, а вместе с тем формировать правильное звукопроизношение, активный словарь способствовать развитию памяти, а также служить важнейшей педагогической цели: пробуждению первичной креативности детей. Таким образом, через привлекательную ребенку совместную образовательную деятельность будут развиваться навыки конструктивного общения, что в свою очередь сыграет положительную роль в социализации детей.
Цель таких игр: способствовать развитию музыкально-художественной деятельности, стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка, развивать эмоциональную сферу личности, воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Исполнение ритмодекламации развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей : музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. ,
Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.
Работа по применению ритмодекламации в работе с детьми дошкольного возраста способствовала развитию чувство ритма, координации между слухом, жестом и голосом, музыкальной памяти. Кроме того, у детей улучшилась работоспособность, повысился интерес к музыкальным занятиям, внимание стало более устойчивым, движения стали более ритмичными и координированными, речь стала более четкой и внятной, наступило речевое раскрепощение ребенка, улучшился эмоциональный фон, сформировано позитивное взаимодействие детей в коллективе. Не стоит сразу в работе с детьми прибегать к сложным и большим произведениям, дабы не «отпугнуть» ребёнка от этого вида музыкальной деятельности своей сложностью. У детей восприятие связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. Для этого на занятиях ритмодекламация сопровождается жестами, пластикой, движением, музыкальными инструментами.
Библиографический список.
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Спб. : Детство-Пресс, 2001.-48 с.
2. Агапенкова И. А. Картотека дидактических музыкальных игр. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/08/kartoteka-didakticheskih-muzykalnyh-igr
3. Боровик, Т. А. О ритмодекламации / Т. А. Боровик. // Музыкальный руководитель. - 2004. - №5. - С. 23-28.
4. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
5. Воронова А. Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
6. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» /Учебно-методическое пособие/, Санкт-Петербург, «Музыкальная палитра» 2005.
7. Лопухина, И. Логопедия. Речь, ритм, движение / И. Лопухина. – СПб., 1997. – 119 с.
8. Татьяна Овчинникова. Логопедические распевки. -СПб. : КАРО, 2009. – 64с.
9. Журнал «Музыкальный руководитель» № 1-6, 2004г., «Пути педагогического творчества», Методика Боровик Т. А.