Ирина Репина
«Игровые технологии в развитии речевой активности дошкольников». Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Чановский детский сад №5 Чановского района
Новосибирской области
«Игровые технологии в развитии речевой активности дошкольников»
воспитатель Репина И. В.
2021год
Публикация «„Игровые технологии в развитии речевой активности дошкольников“, Самообразование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Проблема развития речевой активности детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровых технологий – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, это получение удовольствия и максимальной пользы.
Для использования игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для развития речи дошкольника и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Игровые технологии в речевом развитии можно представить следующими разделами:
• Игры для развития фонематического восприятия;
• Игры для коррекции звукопроизношения;
• Игры для развития мелкой моторики;
• Игры для развития связной речи;
• Голосовые и логоритмические игры;
• Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения;
Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей. Проявление речи ребёнка наиболее ярко выступает в игре и через игру.
Существует двусторонняя связь между речью и игрой : с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Игра способствует развитию связной речи самым естественным образом, в игре дети последовательно и связно излагают свои мысли, учатся преодолевать стеснение.
Рассмотрим какие игры и игровые упражнения можно использовать с целью развития речи дошкольников.
Пальчиковые игры -- представляют собой некую инсценировку стишков, потешек, небольших сказок, «пальчиковый театр». В этих играх мы решаем проблему развития мелкой моторики рук, что прямым образом влияет на речь детей через развитие речевых центров.
Артикуляционная гимнастика - комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты. Эта гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка). Все упражнения проводятся перед зеркалом в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…» Сначала упражнения проводим медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению. В нашей педагогической копилке есть готовые схемы проведения артикуляционной гимнастики.
В подвижных играх использую считалочки,«зазывалки», которые, в свою очередь, способствуют развитию ритмичности произношения, вносят элемент занимательности, привлечения внимания детей и активно дополняют речевой материал, вызывают и эмоциональный отклик у дошкольников.
Особую роль в становлении будущего человека играют сюжетно-ролевые игры. Здесь дети учатся распределять роли между собой, согласовывать свои действия друг с другом, строить сюжетную линию. Игры в репортёров, корреспондентов учат строить монологическую грамотную речь, с использованием сложных предложений, связок между предложениями, придерживаться заданной темы повествования. А, кроме того, способствуют раскрепощению и умению выступать публично, эмоционально, выразительно.
Старшие дошкольники всё больше играют в настольно-печатные игры с несколькими игроками, а здесь никак не обойтись без умения договариваться о соблюдении правил игры и очерёдности, умении правильно называть картинки, классифицировать их. Дети используют уже не предметы, а картинки, изображающие предметы, действия, события. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, игры-ходилки, ребусы.
Игры-драматизации, которые сопровождают ребёнка с самого раннего возраста, развивают творческие способности ребёнка, умение чётко проговаривать слова и звукоподражания, артистичность, пластичность речи, согласованности вокализации с мимикой и жестами. Сами эти игры формируют стойкий познавательный интерес детей к художественному слову, художественно-речевой деятельности. Это наиболее удачный способ привить каждому будущему школьнику любовь к чтению художественной литературы, умению образно мыслить, развивать фантазию и творческие способности к сочинительству.
Обучающие или дидактические игры приобщают к окружающей жизни, развивают умение логически мыслить, делать выводы, находить решения в поисковой деятельности, закреплять полученные ранее умения и навыки, классифицировать, выделять главный (существенный) признак, быстро ориентироваться в задании.
В своей практической работе я использую такие игры, как квесты в познавательном и речевом развитии. Их цель, прежде всего, закрепить полученные ранее знания, быстро ориентироваться в ситуации, проявлять смекалку и находчивость, умение вести диалог друг с другом, стремиться к поставленной цели, распределять деятельность.
Квест – это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Такую игру можно проводить в помещении или в группе помещений. Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно всё реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
Всем известные пальчиковые игры всегда в любом возрасте радостно приветствуются детьми, они сопровождаются стихотворными строками, оживляя движения рук, вызывая эмоциональный отклик, стремление чётко выполнять все движения. Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, ловкость и помогают снять напряжение. С развитием игровых технологий их можно разнообразить ежедневными играми с массажными мячиками. Его точечное воздействие благоприятно оказывает влияние на всю поверхность ладоней, активизируя речевой центр. Игры с этими мячиками логично сопровождать речью, стихами. Такие занятия можно включать в ежедневную утреннюю гимнастику и после дневного сна, так они не занимают много времени и дети могут выполнять их самостоятельно и под руководством воспитателя.
Физминутки, цель которых, прежде всего, снять усталость у детей, также сопровождаются речью, способствуя развитию ритмичности речи, правильному звукопроизношению. Они вносят элемент эмоциональной разрядки, способствуют развитию общей моторики, вырабатывают чётко координированные действия с речью. Они хорошо сопрягаются с дыхательной гимнастикой, которая способствует развитию правильного дыхания, необходимого для успешного формирования речевого аппарата. Дыхание – важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем. Для развития дыхания ребенка мы используем дыхательные игры: сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; играем с султанчиками, вертушками; используем такое игровое упражнение, как «Загони мяч в ворота», «Приведи в движение уточку». Часто используем в своих играх методические пособия, изготовленные своими руками, такие как «Хитрые звуки».
Дыхательная гимнастика в игровой форме радостно и с удовольствием приветствуется детьми любого возраста. Цель – научить детей правильному вдоху и выдоху. Без игрового момента она скучна и непонятна дошкольникам. Но, стоит предложить им поиграть в дровосека, и вот они уже делают вдох носом и сильный выдох ртом. Или, например, пытаются силой выдыхаемого воздуха загнать гол в ворота друг другу, играя в аэрофутбол.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.
Разработано множество упражнений-разминок с речевым сопровождением, слова стихотворений сами подсказывают движения рук. Для согласованности слов с движениями требуется развитие внимания и памяти. При помощи прищепок и прочих подручных средств, с детьми можно разыграть маленький спектакль: то ли с тучи «капает» дождь, то ли у ёжика «вырастают» колючки из прищепок.
Для развития связной речи можно использовать игры с рифмованием слов, договариванием, используя игровые материалы и предметы.
В старшем дошкольном возрасте дети уже знакомятся со звуками, учатся различать их и обозначать, чтобы закрепить полученные детьми знания, мы можем предложить им настольные дидактические игры, такие, как «Подбери картинку к схеме», где дети соотносят схемы слов с предложенным набором картинок, дети могут играть самостоятельно или совместно, осуществляя контроль за результатом игры друг друга; «Смотри, не ошибись», где закрепляется умение находить слова с заданным звуком; «Предложение», где дошкольники разделяют предложение на части, обозначая их при помощи всё тех же прищепок.
В настоящее время удобно стало пользоваться лэпбуком, который создаётся тематически, включает несколько дидактических игр. Он может использоваться детьми в повседневной жизни, самостоятельно, т. к. включает игры, ранее разученные детьми на занятиях.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для детей и атмосферы сотрудничества со взрослым.
Увлекательные игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к правильному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию, способствует развитию связной речи, монологической и диалогической, активизирует словарный запас, расширяет его, учит правильному звукопроизношению.
Таким образом, использование игровых технологий помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.
Список используемой литературы:
Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2001.
Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004. - №4. - С. 12-14.
Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О. С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.
Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М. : Просвещение, 1990.
Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.
Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.
Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. - М. : Просвещение, 2000.
Иванищина О. Н. Развитие связной речи детей,2009