Ильмира Вавилова Нефедова
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Тема:
«Использование
нетрадиционных техник рисования
в развитии изобразительной деятельности
детей третьего года жизни»
Воспитатель: Нефедова Ильмира Александровна
Сокол, 2019
Содержание:
1. Введение… …3 - 4
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
2. Особенности изобразительной деятельности детей третьего года
жизни…. 5-6
3. Обзор образовательных программ…. 7 - 8
4. Цели, задачи и предполагаемые результаты…9
5. Содержание работы по развитию изобразительной деятельности
детей…. 10 - 31
5.1. Модель обучения детей третьего года жизни, изобразительной деятельности…. 10
5.2. Создание условий для развития изобразительной деятельности…11
5.3. Методы, приёмы, средства, технологии обучения детей
изобразительной деятельности….12-15
5.4. Формы организации детей при проведении занятий по
изобразительной деятельности…16
5.5. Планирование работы с детьми младшей группы по изобразительной
деятельности …17 - 24
5.6. Перспективный план работы с родителями по вовлечению их в
педагогический процесс…. 25
5.7. Контроль и коррекция результатов….26
5.8. Результаты работы по развитию изобразительной деятельности
с детьми третьего года жизни…27 - 31
6. Выводы…. 32
7. Список литературы…. …33 - 34
1. Введение
. Это правда! Ну, чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне.
Э. Успенский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.
В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства, приобретает различные знания, знакомится с качествами предметов, запоминает их характерные особенности. Тонкие движения пальцев рук в процессе создания изображений, непосредственно влияют на развитие моторных центров речи. Рассказывая о своем рисунке, дети учатся подбирать нужные слова, выражать свои мысли. Повышается концентрация внимания, развивается образное мышление, так как малыши знакомятся с разными цветами, формой, величиной, учатся подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали. У дошкольников развивается художественный вкус. Занятия рисованием, лепкой создают основу для полноценного общения детей друг с другом и взрослыми. Специалисты считают, что изобразительная деятельность выполняет и терапевтическую функцию, обеспечивая положительное эмоциональное состояние детей. В работах Г. Г. Григорьевой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной доказано, что изобразительная деятельность при правильной ее организации обеспечивает всестороннее развитие ребенка, способствует созданию обстановки эмоционального благополучия. Подчеркивая значимость изобразительной деятельности для личностного развития, В. А. Сухомлинский писал: "… детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни
ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а
живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой".
Однако несформированность изобразительных навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение к процессу создания изображений и ведет к развитию детской неуверенности, к отказу от занятий рисованием. Именно поэтому педагог должен, начиная с раннего возраста помочь детям овладеть изобразительными навыками и умениями.
Нетрадиционные техники рисования позволяют разнообразить изобразительную деятельность детей. Изучение научно-методической литературы показало, что нетрадиционные техники рисования с целью развития изобразительных навыков и умений получили применение в работах Г. Н. Давыдовой, Т. Копцевой, А. В. Никитиной, О. А. Соломенниковой, А. А. Фатеевой, М. Шкляровой и других.
Включение в учебный процесс необычных средств изображения : ватной палочки, картофельных оттисков, поролона, пробок и многого другого развивает детскую фантазию, стимулирует изобразительное творчество. Использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов увлекает малышей, удивляя их своей непредсказуемостью. Знакомство детей третьего года жизни с нетрадиционными способами передачи представлений об окружающем мире будет способствовать развитию у них интереса к созданию изображений. Дети получают много радости от процесса рисования пальцами, ладошками, и другими способами, наряду с традиционными кистью и карандашами. При этом не только учатся отражать,
что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Поэтому мы знакомим малышей с нетрадиционными техниками рисования. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает толчок к творчеству.
2. Особенности изобразительной деятельности детей
третьего года жизни
Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие наглядно-образного мышления – эти особенности психического развития детей третьего года жизни определяют характер их изобразительной деятельности.
По данным Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, в период с двух до трех лет дети все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм, легко узнают в своих рисунках отдельные черты реальных предметов. Специалисты определяют этот процесс как появление ассоциативного образа, который возникает без предварительного замысла: нарисовал, увидел образ, назвал.
Как отмечает Г. Г. Григорьева, в содержании детской изобразительной деятельности проявляется характерный для этого возраста интерес дошкольника к предметному миру. Чем интереснее для него встреча в жизни с различными предметами, тем больше увлечен малыш. Он стремится активно действовать с предметами. Рисуя, он выражает себя, свое отношение к предметам.
Постепенно уровень изобразительной деятельности повышается. Это проявляется в том, что ребенок уже не просто называет, что случайно получилось в его каракулях, он сам определяет содержание будущего рисунка. То есть ребенок способен сам ставить цель, изобразительную задачу.
Главный побудительный мотив изобразительной деятельности в этом возрасте — это сделанное ребенком "открытие" : в рисунке, на бумаге можно изображать все, что угодно. Постепенно главным движущим мотивом рисования становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. Чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для появления у него новых замыслов.
Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчетлив. Малыш представляет предмет, но не образ (графический или пластический, так как у него нет изобразительного опыта, а значит, и изобразительных представлений. Таким образом, доминируют мотивы предметно-орудийной деятельности, мотивы предметной игры, хорошо представленной в этот период.
Именно в период с двух до трех лет собственно изобразительная деятельность обособляется, выделяется из предметно-орудийной, и приобретает некоторые черты игровой деятельности. Ведущий тип отношения к миру — ориентировка на предметы — реализуется уже не только в обычной предметно-орудийной деятельности, но и в образном отражении, то есть находит выражение в содержании игр и изобразительной деятельности. При этом у детей сохраняется интерес к изобразительному материалу и способам действия с ним, поскольку эти материалы — часть интересного для малыша предметного мира.
Возраст 2-3 года является сензитивным периодом для развития операционально-технической стороны деятельности. Е. А. Флериной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой установлено, что детям в 2-3 года доступно изображение отдельных предметов с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен, штрихов карандашом, линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных и т. п.
Однако в этот период рисунок еще беден по графическому, изображению. Типичным является изображение человека в виде "голова-нога" – окружности и отходящих от нее линий. У детей проявляется интерес к использованию разнообразных материалов.