Приложение МААМ

Применение развив. игр как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста

Анна Миллер
Применение развив. игр как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность

Определение и требования в связи с обновлением содержания дошкольного образования ставит перед нами ряд серьезных требований в отношении познавательного развития дошкольников, включая математическое развитие. Опыт педагогической практики подтверждает, что при правильной организации педагогического процесса, с использованием игровых методик, учитывающих особенности восприятия детей, дети могут впитывать множество знаний уже в дошкольном возрасте, избегая перегрузок и напряжения. Важно отметить, что приготовленный ребенок будет успешно и счастливо начинать этот важный этап - школьное детство. В связи с этим наш интерес привлекла проблема формирования математического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Публикация «Применение развив, игр как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Математика играет важную роль в дошкольном образовании. Она развивает интеллект ребенка, способствует мышлению и формирует навыки логики.

Игры, использующие математику, помогают детям увлекаться и усваивать сложные математические знания. Игра - это природная деятельность ребенка. В играх дети получают разнообразные представления, сами находят способы действий, познают закономерности и зависимости окружающего мира, расширяют свой опыт.

Особое внимание следует уделить роли логико-математических игр в развитии и обучении математике.

Развивающие игры направлены на развитие детей. В этих играх есть несколько особенностей. Каждая игра включает набор задач, которые ребенок решает при помощи кубиков, кирпичиков, картона или пластика, деталей из конструктора и т. д. Задачи представлены различными способами : в виде модели, рисунка, чертежа, инструкции и т. п., чтобы ознакомить ребенка с различными способами передачи информации. Решение задачи представлено ребенку не только в абстрактной форме ответа на математическую задачу, а в виде рисунка, узора или конструкции из кубиков, кирпичиков и других наглядных предметов. Это позволяет наглядно сравнивать задачу и решение, а также проверять точность решения.

Развивающие игры сочетают в себе учебный и игровой аспекты. Воспитатель является одновременно и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Развивающие математические игры основаны на современных представлениях о развитии математических способностей ребенка. В этих играх ребенок стремится достичь результата (собрать, соединить, измерить, предвидеть результат, изменить ситуацию, активно действовать практически и мысленно, оперировать образами, устанавливать связи и зависимости, графически их фиксировать.

Таким образом, использование развивающих математических игр в качестве средства познавательной деятельности ребенка является весьма актуальной задачей.

2. Ведущая педагогическая идея:

Содействовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию интеллектуальных способностей через логико-математические игры.

Для достижения поставленных задач мы выполнили следующую работу:

- создали подходящую развивающую среду (в группе создана "игротека", где размещены развивающие дидактические игры, создан центр "Математики и конструирования");

- составили коллекцию логико-математических игр ( которые доступны детям для свободного использования: "Кто знает, пусть дальше считает", "Кого как зовут", "Заполни пустые клетки", "Где находятся разные фигуры" и другие);

- разработали план работы по этой теме;

- разработали цикл развивающих образовательных ситуаций и совместной деятельности с детьми;

- проводим серию консультаций «Математические игры по дороге домой», «Математика – это интересно», «Веселая математика дома».

Дидактическая игра является одним из эффективных методов обучения детей дошкольного возраста. Н. А. Виноградова отметила, что в целях эффективного обучения детей следует широко использовать различные формы дидактической игры, такие как настольно-печатные игры, игры с предметами, сюжетно-дидактические игры и игры инсценированные. Также важно применять словесные и игровые приемы, а также дидактический материал.

Игра не только способ и средство обучения, но и приносит радость и удовольствие ребенку. Игры являются популярными среди детей, и взрослый в этом случае играет ключевую роль в содействии содержательного и полезного развития ребенка.

Через игру ребенок не только закрепляет ранее полученные знания, но и осваивает новые навыки и умения, а также развивает свои умственные способности. Существуют специальные игры, направленные на развитие умственных способностей ребенка и содержащие логическое содержание. А. С. Макаренко правильно понимал, что одна игра не способна обеспечить достижение воспитательных целей. Поэтому он стремился создать комплекс игр, считая это важным аспектом воспитания.

Дидактические игры позволяют детям наблюдать, сравнивать, сопоставлять и классифицировать предметы по различным признакам. Ребенок осуществляет доступный ему анализ и синтез, делает обобщение.

Дидактические игры также способствуют развитию сенсорных способностей детей. Процессы ощущения и восприятия являются основой познания окружающего мира ребенка. В результате игр развивается речь детей : они пополняют свой словарный запас, формируют правильное произношение, развивают связную речь и умение ясно выражать свои мысли.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей такие психические процессы, как внимание и память. Игровые задания способствуют развитию смекалки, находчивости и сообразительности детей. Многие игры требуют способности строить высказывания, суждения и делать умозаключения. Они требуют не только умственных усилий, но и волевых качеств, таких как организованность, выдержка, умение соблюдать правила игры и подчинять свои интересы интересам коллектива.

Однако не все игры обладают значительным образовательным и воспитательным значением, лишь те, которые направлены на познавательную деятельность.

Дидактическая игра, имеющая обучающий характер, помогает соединить новую познавательную деятельность ребенка с уже знакомой ему, что облегчает переход от игры к серьезной умственной работе.

"Формирование математических представлений посредством дидактических (развивающих) игр

Игра - это практически единственная область, где ребёнок может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учиться контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учиться действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими почти всегда добровольно, без принуждения.

В играх дети знакомятся с разными свойствами предметов - цветом, формой, величиной, учатся сравнивать, группировать предметы по отдельным признакам, учатся ориентироваться в пространстве и времени.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие проводится в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

В своей педагогической работе мы используем развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной из таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.

В разделе «Количество и счет», на наш взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей». Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы со сказочными героями, направляющимися к Винни-Пуху (Буратино, Красной Шапочке) в гости. Кто будет первый? Кто идёт второй и т. д.

Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомим со сказками, в которых присутствуют цифры.

Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами.

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Назови геометрическую фигуру», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Что лежит в мешочке»; «Подбери заплатку»; «Найди то что я тебе покажу»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».

На развитие наблюдательности у детей нами подобрана серия упражнений «Найди отличия», «Найди двух одинаковых животных» и т. п.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми :

- комплекс развивающих игр;

- экспериментирование;

- подгрупповая работа;

- игра-путешествие;

- математический КВН;

- эксперимент;

- познавательные игры;

- математический ринг;

- индивидуальная работа.

В игровые комплексы обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач и развлечений. С детьми нужно "играть" в математику. Дидактические игры предоставляют возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, которая является наиболее доступной и привлекательной для детей.

Детям интересно играть в математические игры, они увлечены этим и эмоционально вовлечены. Процесс решения и поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В процессе работы с детьми мы всегда находим новые игры, которые мы учим и играем. Ведь эти игры помогают детям успешно освоить основы математики и информатики в будущем.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, мы убедились, что играя, дети лучше усваивают программный материал и правильно выполняют сложные задания. Мы стремились к тому, чтобы радость от игр переходила в радость от обучения, обучение должно быть радостным!

Успех игры полностью зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направлять внимание одних и своевременно помогать другим детям.

Наш опыт работы показывает, что знания, представленные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в ходе которой учащиеся глубже и ярче усваивают явление окружающей действительности и понимают мир.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным. Блез Паскаль Актуальность темы: Развитие.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книгеИспользование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Успенская СОШ ДО ДС №25 Консультация для педагогов “Использование ритмодекламации.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста «Непослушный медвежонок» Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста "Непослушный медвежонок". Занятие №6 "Непослушный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение развив. игр как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2024 в 09:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение развив. игр как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Миллер (УИ 2534083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД