Ушпик Елена Александровна
Методическая работа в современном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая работа в современном образовательном пространстве
Ушпик Елена Александровна
Заместитель заведующего по ВМР
МАДОУ ЦРР - детский сад №1 "Теремок" ГОЩ
Методическая работа в современном образовательном пространстве
Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической продукции. Ведь в ситуации постоянно меняющихся приоритетов вопрос «как преподавать?» оказывается гораздо важнее вопроса «что преподавать?».
Публикация «Методическая работа в современном пространстве» размещена в разделах
Это обуславливает необходимость своевременного обеспечения специалистов системы образования новыми знаниями, информацией. Одним из способов такой информационно-методической помощи педагогам является создание и распространение методической продукции, описывающей передовой педагогический опыт, наиболее рациональные, эффективные формы, методы организации образовательного процесса, новые направления деятельности и другие актуальные темы.
Создание методической продукции, безусловно, является функциональными обязанностями методиста и одним из направлений его деятельности.
Однако преподаватель, владеющий базовыми навыками создания методической продукции, при этом активно погружающийся в современные веяния цифровой образовательной среды, довольно быстро может стать проводником передовых педагогических идей, лидером мнений, двигателем перспективного методико-педагогического процесса в образовательном учреждении.
В представленных методических рекомендациях раскрыты основные понятия и назначение видов методической продукции, как в основном (печатно-издательском, так и в электронном формате.
Даны рекомендации по их разработке и оформлению, а также включен раздел, касающийся культуры изданий, как общих, так и специальных, которая в настоящее время, особенно в информационном потоке сети Интернет, оставляет желать лучшего.
Рекомендации адресованы преподавателям среднего профессионального образования образовательных организаций с целью методической поддержки, сопровождения и грамотного оформления различных видов методической продукции.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. стр. 4
Основные виды и назначение методической продукции. стр. 6
3. Классификация методической продукции, виды методических продуктов :
3.1. Информационно-пропагандистская методическая продукция. стр. 8
3.2. Организационно - инструктивная методическая продукция. стр. 21
3.3. Прикладная методическая продукция. стр. 34
3.4. Учебная методическая продукция. стр. 39
3.5. Образовательная методическая продукция. стр. 40
4. Общие требования к оформлению методической продукции. стр. 44
5. Заключение. стр. 506. Литература. стр. 52
1. ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей деятельности коллектива любого образовательного учреждения является обеспечение его педагогической эффективности, выражающейся в повышении качества образовательного процесса.
Решить эту задачу можно по-разному. Одним из таких путей является активизация поиска путей повышения эффективности образовательного процесса педагогическими работниками колледжа. В связи с этим интенсивно обновляется содержание профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес преподавателей колледжа к проблеме учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Ни для кого не секрет, что реалии образования меняются быстрее, чем разрабатываются и переиздаются методические пособия, рекомендации и учебники по дисциплинам профессионального цикла. Поэтому потребность в разработке принципиально новых учебных пособий, отвечающим реалиям времени, методической продукции различного характерав целом, на сегодняшний день очень велика, чем и обуславливается актуальность данной темы.
Требования к оформлению методической продукции возрастают, если педагог намерен представить ее на экспертизу (в методический совет, в аттестационную комиссию, в экспертный совет). Это связано с тем, что эксперты оценивают работу заочно и, не имея возможности задать лично интересующие их вопросы, ищут ответы в самом тексте. Поэтому текст методической продукции должен быть предельно ясным и содержать в себе ответы на все возможные вопросы экспертов.
Одно из важных правил оформления методического продукта –нахождение удобной формы подачи материала, привлекательность и лаконичность, которые безусловно влияют на качество восприятия, осмысления прочитанного материала.
Цель данных методических рекомендаций — оказать педагогическим работникам колледжа помощь в разработке и оформлении методической продукции, дать педагогам обобщенные и систематизированные представления о видах методической продукции, ее структуре, о требованиях к оформлению, об организации деятельности по разработке и созданию методических материалов различных видов и форм.
Пособие рекомендуется к использованию преподавателями образовательных организаций среднего профессионального образования.
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ.
Методическая продукция – одна из форм выражения результативности методической деятельности преподавателя.
Методическая продукция очень разнообразна. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку).
В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи:
- излагает сведения, подлежащие распространению;
- разъясняет приемы и методы;
- обобщает ценный педагогический опыт;
- объясняет цели и порядок действий;
- методику организации различных мероприятий;
Существует несколько способов ее классификации, например:
по периодичности: периодическая и непериодическая.
по адресату: для взрослых (преподавателей) и для учащихся (студентов)
по характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная или графическая.
по содержанию (в зависимости от специализации преподавателя, методиста);
по инновационному потенциалу (радикальная – освещающая принципиально новые технологии, методы организации воспитательного процесса – передовой опыт; комбинированная – использующая различные сочетания конструктивного соединения элементов различной методической продукции; модифицированная – дополняющая уже имеющиеся образцы методической продукции);
по функциональному назначению:
Информационно-пропагандистская (методическое описание, комментарий, аннотация, листовка, бюллетень, рецензия, газета, реферат, справочник, справка, информация, анализ, положение);
организационно-методическая (инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка);
прикладная (сценарий, картотека, каталог, график, наглядные пособия, тематическая подборка материалов, задачник, сборник упражнений).
К информационно - пропагандисткой относится методическая продукция :
методическое описание;
аннотация;
комментарий;
листовка;
бюллетень;
газета;
газетное издание;
вестник;
реферат;
портфолио;
справочник;
информационно-методическая выставка.
К организационно-инструктивной методической продукции относится :
положение;
методическая разработка;
методические рекомендации.
Прикладная методическая продукция включает :
сценарии;
график;
диаграмма;
тематическая папка;
тематическая подборка материалов;сборник упражнений;
картотека;
каталог;
плакат.
Учебная методическая продукция включает :
учебник;
учебное пособие;
учебно-наглядное пособие;
учебно-методическое пособие;
рабочая тетрадь;
самоучитель;
хрестоматия;
практикум;
учебная программа.
Образовательная методическая продукция :
образовательная программа;элективные курсы.
Любой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (публикация в сети Интернет) или печатный вариант, набранный на компьютере.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ.
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ.
3.1. Информационно-пропагандистская методическая продукция.
Информационно-пропагандистская методическая продукция содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности. В основе данных изданий лежат факты, их оценки и методические выводы из педагогической практики.
Методическое описание. Это рассказ о проведенном деле, увиденном событии из педагогической практики или о том, как его можно провести. С одной стороны, это самый простой вид методической продукции, который предполагает подробное описание события, действия, некоторые комментарии. С другой стороны, методическое описание часто подменяют общепедагогическим или вовсе бытовым.
Методическое описание всегда должно содержать ответ на вопросы «Как это было сделано?» и «Почему это сделано так, а не иначе?». Так простой конспект урока, сценарий мероприятия не является методическим материалом. Такой конспект, чтобы стать методикой, должен рассказать читателю:
каково место данного урока в теме курса;
основные задачи урока в данной форме;
чем данная форма проведения урока лучше других;
на каких учащихся рассчитан данный урок;
как готовиться к уроку подобного типа;
как подготовить к нему учеников;
какие могут встретиться трудности во время урока;
как можно преодолеть эти трудности;
что делать, если сценарий урока нарушился;
предпочтительный характер общения с учащимися на данном
уроке;
каким образом связать данный урок с предыдущим и последующим материалом…
Это только некоторые вопросы, ответ на которые превращает простой конспект в методическое описание. Часто можно слышать рассуждения о том, что не дело учителя так смотреть на свой труд со стороны, его дело — проводить уроки. Однако поверьте, что без такого взгляда учителя «на себя сверху», без обобщения своего повседневного опыта, развития не будет.
Аннотация - это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга. В методической службе, аннотация применяется и для самообразования, при подготовке к личной аттестации.
Бюллетень выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т. д.
В бюллетене публикуются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений. Специфической чертой этого вида методической продукции является официальный характер включаемых в бюллетень материалов.
Газета - периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования и воспитания, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу.
В газете могут быть использованы различные жанры.
Событийная информация публикуется в виде заметок, интервью, репортажей, отчетов, а аналитические произведения - в виде очерка, зарисовки, фельетона, памфлета.
Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации образовательного и воспитательного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, повышения их квалификации.
Газетное издание - листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, приспособленное к специфике данного издания. Во всех образовательных организациях получили распространение издания подобного рода, освещающие новые технологии, опыт учебно-исследовательской работы обучающихся и применение ее результатов в практической деятельности.
Вестник - выпускаемое организацией периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы (статьи) научного, информационного, методического характера, нормативно-правовые акты. Например, «Вестник образования» - официальное справочно-информационное издание Министерства образования России, «Методический вестник».
Информационно-методическая выставка - наглядная форма ознакомления читателей с новинками литературы, методических материалов, освещающих лучший педагогический опыт работы, педагогическую практику и других видов методической продукции. Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются методические материалы.
В зависимости от времени действия выставка может быть временная, если ее работа ограничена определенными временными рамками, и постоянной, если она предназначена для постоянной работы в течение длительного времени.
В зависимости от расположения выставка может быть стационарной, имеющей определенное место, и передвижной или выездной.
В структуру методической выставки входит заголовок, отражающий ее тему и назначение; адресат; разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф); аннотация литературы. Такие выставки пользуются большой популярностью в образовательных организациях.
Листовка - непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.
Листок - периодическое или продолжающееся текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц, содержащее общественно-политическую, научную или производственную информацию.
Методический информационный справочник - сборник вопросов и ответов на проблемы по организации и содержанию работы.
Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события. Это очень неплохой способ получить методическую продукцию из простого общепедагогического описания. Более или менее объемные методические комментарии могут сопровождать практически любую педагогическую продукцию. Часто один автор описывает свой опыт (например, представляет конспект урока, а второй, обладая большим методическим опытом или просто чутьем, его комментирует. Создание таких пар очень полезно для методической работы образовательного учреждения. При этом учитель, описывающий свой опыт, имеет уникальную возможность повышать свою методическую культуру.
Интересен вариант методического комментария, при котором несколько комментаторов независимо друг от друга комментируют один опыт. Завершением такой работы может стать круглый стол автора опыта и всех комментаторов, материалы которого составят уникальный методический продукт.
Методическое описание– путем простого изложения подробно сообщается об интересном событии, проведенном массовом мероприятии или о том, как его можно провести. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование