Лариса Озерская
Опыт работы на тему «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Итак, что же такое агрессия?
Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Виды агрессии :
1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
Публикация «Опыт работы на тему „Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей“» размещена в разделах
2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
3. Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
4. Косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанью ногами, битью кулаками по столу);
5. Инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
6. Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является
причинение вреда объекту агрессии
Соответствие современным достижениям педагогики
В детском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью : они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных детей чаще встречаются мальчики, агрессивных детей бывает обычно немного (один-два, они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая
агрессивность, группы возрастает. Воспитателю приходится нелегко с ними: они не знают, как поступать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают.
Поэтому особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном
возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Это подтверждает нарастающая волна детской преступности в современном мире и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. Поэтому современные психологи и педагоги выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные
явления. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.
В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности
полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки.
Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессивности в дошкольном возрасте.
Преемственность
Действия и взаимодействия, осуществляемые людьми, преемственны по своей природе, т. к. определены прошлым опытом, который актуализируется в настоящем, и оказывают влияние на будущее. Таким образом, преемственность предстает как объективная необходимость, условие и закономерность процесса существования и развития личности.
С позиций педагогического подхода преемственность определяется как
общепедагогический принцип, который выступает условием и механизмом реализации других принципов (научность, доступность, последовательность, систематичность) учебно-воспитательного процесса.
Результатом преемственности является последовательность в изучении материала, сформированность целостного знания, единство образовательных технологий, схожесть методик обучения, подготовка к обучению на последующей ступени образования.
Методы психодиагностики агрессивности
Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин можно использовать следующие методы диагностики:
-наблюдение;
-беседа и анкетирование родителей и воспитателей;
-проективные методики: «Рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек», рисунок
«Несуществующее животное».
Условия реализации.
Работа по преодолению агрессивности должна протекать в тесном сотрудничестве с родителями ребенка и носить систематический, целенаправленный характер. Работа с родителями проводится параллельно с работой с детьми и включает в себя беседы о причинах возникновения эмоционального неблагополучия (агрессивности) их детей,
консультации о путях преодоления подобного поведения, информирование о стилях взаимоотношения с ребенком, общие рекомендации. В связи с этим, нами были разработаны рекомендации для родителей агрессивных детей и подобран комплекс игр (см. приложение, позволяющий значительно снизить агрессивные проявления в поведении детей.
Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в
качестве профилактики родителям надо уделять больше внимание своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.
Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. И, здесь на помощь педагогу приходит игра, как способ влияния на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно на коррекцию, а лучше сказать, на преодоление различных трудностей, в частности агрессивности. В игре ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные предметы, распознавать свои и чужие эмоциональные
состояния, контролировать их. В игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно сказывается на развитии его коммуникативных умений, обучает конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.
Помимо игр, агрессивному ребенку необходимо научиться снимать напряжение приемлемыми способами. Здесь, на помощь педагогу и родителям приходят различные дыхательные упражнения, релаксационные игры. Для развития у ребенка эмпатии – умения вставать на позицию другого, очень полезным и эффективным оказывается чтение
и обсуждение художественной литературы.
Понимание педагогом того, что специально-организованная игра является тем безопасным пространством, в котором ребенок может проявлять себя, дает возможность педагогу сформировать у ребенка те способы реакций и модели поведения, которыми ребенок будет пользоваться во взрослой жизни, Для достижения поставленных задач необходимо:
-систематичность;
-наглядность;
-доступность;
- соответствие возрасту.
Назначение
Эти методические разработки могут использоваться в детских садах, работающих по различным программам, а также родителями в домашних условиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат работы
После проведения диагностики детей, анкетирования родителей, подборке игр и упражнений и использования их в работе с детьми уровень агрессивности детей снизится.
Результативность
Для того, чтобы результаты диагностики не были искажены, нужно принимать во внимание:
Физическое развитие и состояние ребенка;
Психофизиологические особенности его возраста;
Динамику физического развития (анамнез);
Состояние слуха, зрения;
Нарушение общей моторики (напряженность, вялость, неточность движений);
Особенности работоспособности (утомляемость, рассеянность, усидчивость).
Исследование особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста Исследование по выявлению агрессивного поведения у детей проводилось в несколько этапов:
1 этап – подготовительный
Выявив у детей в результате наблюдения за ними в ходе игр и общения со
сверстниками признаки агрессивного поведения, мы провели анализ научно-методической литературы по данной проблеме. На этом этапе сформировали пакет психодиагностических методик. Был установлен контакт с детьми. Познакомили родителей с проблемой детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы с их детьми; установили контакт с самими агрессивными детьми.
2 этап – диагностический
На основе изученного мы провели беседы и анкетирование родителей на выявление агрессивного поведения детей вне детского учреждения;
Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом.
Особенно информативной для нас была беседа с родителями.
Беседу с родителями ребенка строили по обычной схеме (заранее намечали план, старались установить эмоциональный контакт). Беседа включала в себя следующие блоки:
- корректное информирование о проблеме;
- анамнестические сведения;
- любимые занятия ребенка дома;
- предпочитаемые игры, книги; телепередачи, мультфильмы, игрушки и др. ;
- отношения с родственниками;
- отношения с другими людьми и т. д.
Далее было проведено анкетирование родителей и воспитателей на выявление признаков агрессивного поведения детей. После обработки анкет родителей и воспитателей мы выяснили, что уровень агрессивности у детей по родительским анкетам выше, чем по анкетированию воспитателей. Для уточнения полученных данных мы провели проективные методики с детьми:
тестирование детей с использованием методик «Дом – Дерево – Человек», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного».
3 этап – основной
Проанализировали результаты, полученные в ходе 2 этапа. На основании
проведенной работы родителям были предложены рекомендации, для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка (см. приложение стр.).
Для себя мы сделали вывод, что задачей педагога является не выявление и
устранение причин агрессии, а обучение ребенка конструктивным способам справиться с этой проблемой. Для этого мы разработали комплекс игр, упражнений, бесед направленных на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно на коррекцию, а лучше сказать, на преодоление различных трудностей, в частности агрессивности.
4 этап – коррекционный
Провели упражнения и игры, направленные на снижение агрессивного поведения ребенка. Все это способствовало взаимодействию с другими детьми, что положительно
сказалось на развитии его коммуникативных умений и умению снимать напряжение приемлемыми способами.
5 этап – завершающий
Провели те же диагностические методики, что и на втором этапе. Сравнили
полученные данные в ходе диагностического обследования на втором и пятом этапах.
Сделали выводы о результативности проведенной работы. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Анкетирование с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету.
Анкета для педагогов и родителей
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее
окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность — 15—20 баллов. Средняя агрессивность —7—14 баллов. Низкая агрессивность —1—6 баллов. ты.