Ольга Коннова
Методическая копилка педагога-психолога по развитию речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Методическая копилка педагога-психолога
по речевому развитию у дошкольников»
Речь — это результат познания мира, отраженного в сознании через слово. Речь – процесс использования языка в качестве средства общения. Ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свое значение. Резко увеличивается словарный запас. Происходит полная интеграция мышления и речи. Сознание приобретает знаковую функцию.
Публикация «Методическая копилка педагога-психолога по развитию речи у дошкольников» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов. Правильная, грамотная речь залог успешной адаптации человека в обществе. Поэтому многие педагоги и психологи направили свои силы на решение именной этой проблемы.
И нам пришла идея создать методическую копилку, в которой подобраны разнообразные игры, игровые пособия, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста. В нее вошли материалы, созданные для помощи сотрудникам ДОО в работе по развитию речи у воспитанников :
1. Дидактическая игра «Что с начало? Что потом?»
Цель игры – обучение связному выражению мыслей вслух, выявлению причинно-следственной связи в заданной ситуации.
Игра представлена в виде гармошек-логических цепочек. Открывая гармошку, ребенок рассказывает последовательность той или иной ситуации.
2. Дидактические игры на прищепках «Чья тень?», «Кто где живет?», «Кто что ест?», «Профессии».
Цель игры – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции всех компонентов речи разнообразной и интересной.
Ребенок берет изображение животного на прищепке и закрепляет на табло. Дети должны правильно называть животное и его место жительства (обитания) или другое.
3. Дидактическая игра «Истории в картинках».
Цель: развивать связную монологическую речь у детей.
Серии сюжетных картин, предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.
4. Дидактическая игра «Расположи последовательно».
Цель: формирование связной речи, обогатить словарь, научить составлять и использовать в речи предложения, развивать логическое мышление и воображение.
Ребенку даны картинки, из них необходимо выложить цепочку и составить предложения, короткий рассказ.
5. Дидактическая игра «Составь рассказ по схеме»
Цель: составлять описательный рассказ с использованием схем.
Детям предлагается составить рассказ по предложенной схеме.
В копилке представлены следующие схемы-описание «Фрукты и овощи», «Времена года», «Животные», «Одежда».
6. Игровое пособие «Кубик Блума»
В копилке представлены кубики на следующие темы: «Детям про лето», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Русские народные сказки», «Профессии», «Семья», «Новый год», «Осень», «Лето», «Весна», «Зима».
Цель – развитие речемыслительной деятельности дошкольников.
Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова либо нарисованы схемы-картинки. Они являются отправной точкой для ответа. Ребенок бросает кубик, выпавшая грань укажет, какого типа вопроса следует задать. И так до тех пор, пока все грани кубика не будут задействованы.
7. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: учить находить слова противоположные по значению, пополнять словарный запас ребенка, развивать память.
Ребенок берет карточку из стопки и называет слово, противоположное по значению. Если оно верное, карточку переворачиваем.
8. Дидактические карточки «Подражалки»
Цель – активизация речевой деятельности у детей.
Педагог читает «подражалку», ребенок повторяет и запоминает.
9. Дидактические карточки «Чистоговорки со зрительной опорой»
Цель: формирование и совершенствование фонематического слуха и лексико-грамматических категорий у детей.
Чистоговорки – это специальные речевые упражнения, которые способствуют отработке навыка произнесения звуков и их сочетаний. Использование чистоговорок с опорой на зрительное восприятие способствует лучшему освоению изученного материала.
Педагог читает «чистоговорку», ребенок повторяет и запоминает.
10. Дидактическая игра «Рассказы для детей».
Цель – учить детей подбирать картинку к тексту.
Педагог читает смешную историю. В предложениях встречаются нарисованные герои, ребенок должен их называть правильно и запоминать историю. Затем историю повторяет ребенок самостоятельно.
11. Информационный материал «Родителям о речи ребенка»
Данный материал поможет родителям (законным представителям) в домашних условиях проводить занятия по развитию речи у детей :
• Консультация «Игры для развития словаря дошкольника»;
• Консультация «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей»;
• Буклет «Речевая готовность к школе»;
• Памятка «Если ребенок не говорит»;
• Памятка «Правильная речь – залог успешного обучения в школе».
Считаем, что данный опыт будет интересен не только воспитателям, но и специалистам других детских садов.