МААМ-картинки

Метод социальных историй в работе с детьми с РАС

Анна Совостьянова
Метод социальных историй в работе с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Метод социальных историй в работе с детьми с РАС

Как мы знаем, дети с аутистическими чертами и аутизмом, как установленным диагнозом, имеют трудности в коммуникации и в установлении эмоциональных контактов. Отсюда вытекает проблема социального взаимодействия. В настоящее время ведутся поиски наиболее эффективных стратегий обучения детей безопасному и доступному для них коммуницированию в социуме. На данном этапе одной из таких стратегий признан метод социальных историй, который позволяет детям с РАС «считывать», понимать и ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Метод был разработан Керол Грей, директором центра по социальному научению и пониманию в г. Зиланд (США) в 1991 году. Сегодня существует уже третья редакция данного метода (2014г.). Предыдущие датируются 2004 и 2010 гг. Адекватная форма социального поведения представляется ребёнку в виде коротких рассказов с обязательными иллюстрациями. Они содержат специфическую информацию о событиях, ожидающих ребё нка в ближайшем будущем: что будет происходить, как себя вести, чего ожидать от той или иной ситуации. Такая своеобразная инструкция даст возможность ребёнку с PAC сориентироваться в окружающей обстановке, почувствовать себя увереннее в изменившихся обстоятельствах, начать и поддержать взаимодействие с людьми. Однако при использовании данного метода существуют и ограничения. Во-первых, дети должны обладать определёнными речевыми навыками, то есть должны уметь либо прочесть истории, либо прослушать их. И, во-вторых, должны уметь устанавливать элементарные причинно-следственные связи, опираясь на прочитанное или прослушанное. Ребёнок должен владеть устной речью на таком уровне, чтобы уметь ответить на вопросы в ходе разбора конкретной социальной ситуации. Также важно отметить, что метод социальных историй не направлен на формирование новых умений, а используется для развития функциональных навыков. Главная цель социальных историй – улучшение понимания ребёнком ситуации, подготовка к изменениям, снятие напряжённости в новых условиях. При написании любой социальной истории необходимо помнить, что она должна соответствовать условиям развития и особенностям поведения каждого конкретного ребёнка. То есть, каждая история пишется для определённого ученика. Сначала нужно определиться с темой истории. Логично будет выбрать ситуацию или действие, реализация которого затруднена у данного ребё нка: умывание, уборка в комнате, посещение парикмахерской и т. д. Каждая социальная история должна быть предназначена для одной затруднительной ситуации. Когда выбор темы произведён, необходимо придумать название вашей истории. Оно должно быть кратким и отражать суть того или иного навыка. Сформулировано название может быть, как в форме вопроса – «Как чистить зубы?», так и в утвердительной форме – «В парикмахерской». В описание важно включить информацию о том, как будет происходить то или иное событие в его жизни: куда он пойдёт, что будет там делать он или с ним, кого он там встретит, как долго он там пробудет, что будет в итоге. Обычно истории пишутся от первого лица: «Я пойду в парикмахерскую к тёте Гале. Иногда мне становится там страшно. Я начинаю кричать. Это не больно. Я буду сидеть спокойно. Там мне сделают стрижку. Я буду красивый». Это своего рода инструкции, которые ребёнок со временем сможет применять самостоятельно. Поэтому очень важно использовать в истории такие слова и фразы, которые ребёнок способен применять в речи. Автор метода рекомендует использовать при написании историй специфическую схему. Она включает предложения различного типа: описательные, перспективные, директивные и контролирующие. Описательные предложения повествуют о том, что делают люди в определённых социальных ситуациях, где и когда происходят эти ситуации, зачем и почему люди действуют именно так. Пример: «На празднике включают громкую музыку. И громко хлопают в ладоши. Я думаю, что это очень громко. Мне становится страшно. Я закрываю уши руками». Перспективные предложения. Они дают описание поведения других людей, чтобы ребёнок понял их взгляд на данную ситуацию. Пример: «Громкая музыка и хлопанье в ладоши не пугает других ребят. Они радуются и смеются. Веселятся и поздравляют друг друга. Они не понимают, почему мне страшно. Ведь праздник – это весело». Директивные предложения демонстрируют желаемый или предпочтительный образ действий в данной обстановке. Эти предложения должны строиться в утвердительной форме, в позитивных выражениях описывая тот способ поведения, который хотим развить у ребёнка. Пример: «Я попытаюсь остаться спокойным, когда громко заиграет музыка» «Я не закрою уши, когда все захлопают». Контролирующие предложения. Эти предложения помогут ребёнку вспомнить социальную историю. Они добавляются после совместного изучения истории с ребёнком. Данный вид предложений пишется самим ребёнком или с его подсказки. Пример: «Когда звучит громкая музыка, думай о поездах (если ребёнок интересуется поездами, как они плавно и спокойно едут по железной дороге». Написанную социальную историю необходимо дополнить иллюстрациями, так как восприятие невербальной информации у детей с РАС происходит быстрее и легче. Такие истории необходимо читать с детьми как сказку перед сном, каждый вечер, если это касается часто повторяющегося действия (умывания, похода в школу, поездки в общественном транспорте). Или непосредственно перед возникновением новой ситуации, для её понимания и избегания возможных аффективных вспышек (поход в поликлинику, обследование на ПМПК

Публикация «Метод социальных историй в работе с детьми с РАС» размещена в разделах

"Технология составления социальных историй для ребенка с РАС".

Цель: отработать практические навыки тьюторов по составлению социальных историй для обучающегося с РАС.

1. Характеристика метода социальных историй.

Метод социальных историй был разработан Кэрол Грей (Carol Gray) в 1991 году.

Социальные истории – это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях:

Социальные истории могут применяться для обучения детей и

подростков с нарушениями развития навыкам, относящимся к различным сферам жизни:

1) самообслуживание и личная гигиена;

2) коммуникация и социальное взаимодействие;

3) поведение в общественных местах;

4) управление собственным поведением и регуляция эмоций;

5) понимание эмоций и причин поведения других людей и многое другое.

Алгоритм написания социальной истории.

Для начала важно помнить, что социальные истории должны учитывать особенности поведения и развития каждого ребенка. Поэтому чаще всего социальные истории пишутся для каждого ребенка специально.

Выбор темы. Выберите ситуацию или действие, которое вызывает у ребенка трудности. Темой социальной истории может быть конкретный навык (чистка зубов, уборка в комнате, мытье рук, оплата покупок на кассе) или социальная ситуация (поход в магазин, участие в детском празднике, приезд родственников). Социальная история может описывать только одну ситуацию.

Выбор названия. Название социальной истории должно быть кратким и отражать ее основное содержание. Оно может быть сформулировано как в форме вопроса, так и в форме утверждения.

Например:

«Как мыть руки?»

«В кинотеатре»

«Покупки в магазине»

«Как пользоваться туалетом?».

Сбор информации. При описании ситуации важно собрать информацию о том, как происходит то или иное действие.

Например, если история описывает участие ребенка в детском празднике, стоит узнать, как будет проходить это мероприятие, сколько будет гостей, какие могут быть конкурсы, что может напугать ребенка (например, салют) и так далее. Для ребенка с аутизмом важно знать, как долго продлится то или иное действие, сколько людей будут в нем участвовать, как часто будут происходить подобные ситуации и другие важные подробности.

Персонаж. Социальные истории чаще всего пишутся от первого лица. Таким образом, история становится более персонализированной, в ней учитываются особенности каждого ученика. Это делает историю более понятной для ребенка и отображает его точку зрения.

Например:

Мне нельзя пить молоко. От него у меня болит живот.

Иногда в метро мне становится страшно, и я начинаю кричать.

Социальная история впоследствии может стать для ребенка с РАС хорошей подсказкой для регулирования собственного поведения. Так, прочитанные много раз слова «Я выхожу из туалета и иду мыть руки», в дальнейшем могут стать для ребенка своего рода инструкцией, которую он сможет давать себе самостоятельно. Поэтому очень важно, чтобы в социальной истории использовались слова и фразы, которые говорящий ребенок сможет использовать в своей речи.

В некоторых случаях может быть целесообразным сделать персонажем социальной истории другого, выдуманного ребенка. Это касается историй, в которых описываются ситуации, когда их персонаж демонстрирует нежелательное поведение. С одной стороны, сама по себе ситуация, вероятно, сложна или неприятна для ребенка. С другой стороны, скорее всего, в прошлом ребенка ругали или наказывали за нежелательное поведение. Таким образом, ситуация может ассоциироваться с чем-то неприятным.

Описание другого ребенка в качестве персонажа социальной истории может помочь избежать раздражения и негативной реакции ребенка.

При составлении социальной истории про другого персонажа важно сделать так, чтобы этот персонаж был похож на самого ребенка. Для этого история должна начинаться с краткой характеристики героя, в которой будут описаны черты, схожие с характером и увлечениями самого ребенка.

Например: для 9-летней Маши может быть составлена социальная история с таким героем : «Это девочка Даша. Ей 9 лет. Она, как и ты, учится в третьем классе. Даша любит ездить на автобусе и смотреть мультфильмы».

В таком случае ребенку будет проще понять смысл истории и самому применить описанные в истории модели поведения.

Составление истории. При составлении социальных историй используются различные типы предложений.

Типы предложений, которые используются при составлении социальных историй : 1 – Основные (директивные, описательные, перспективные);

2 – Вспомогательные (подтверждающие, поддерживающие).

Чтобы социальная история работала эффективно, она должна быть составлена по определенным правилам с соблюдением конкретного соотношения предложений разных типов. Кэрол Грей рекомендует использовать предложения в следующем соотношении: 1 директивное предложение на 2–5 описательных или перспективных. Подтверждающие и поддерживающие предложения являются вспомогательными, поэтому их наличие зависит от остальных предложений. Незавершенным, в свою очередь, может быть любое предложение.

Например:

1) По воскресеньям мы с мамой, папой и братом ходим в кафе (описательное). В кафе есть вкусные пирожные и сок (описательное). Мой брат очень радуется, когда мы идем в кафе (перспективное).

2) При входе в кафе нужно снять куртку и сесть за свободный столик (директивное). Нам приносят меню (описательное). В меню есть еда и напитки (описательное). Когда все выбрали себе еду и напиток, папа или мама зовут официанта (описательное). Если мне трудно выбрать, мама и папа могут мне подсказать (поддерживающее).

3) Когда к нам подходит официант, нужно назвать ему то, что я выбрал (директивное). Нужно говорить тихим и спокойным голосом, а в конце сказать «спасибо» (директивное). Это очень важно (подтверждающее). Когда я разговариваю вежливо, мои родители радуются (перспективное).

4) После этого нужно подождать (описательное). Пока я жду, я могу тихо поиграть в планшет или в телефон, или поговорить с родителями (директивное). Людям в кафе приятно, когда я спокойно жду свою еду (перспективное).

5) Когда приносят еду, нужно сказать официанту «спасибо» (директивное). Когда я говорю «спасибо», официанту приятно, и он улыбается мне (перспективное). Мы едим нашу еду, пьем напитки и разговариваем (описательное). После кафе мы можем пойти в парк, в магазин или домой (описательное).

Иллюстрации.

Иллюстрирование социальной истории может сделать ее более конкретной и понятной для ребенка или подростка с РАС. Наиболее эффективными иллюстрациями являются фото самого ребенка, выполняющего описанное в истории действие. Часто для создания таких иллюстраций требуется значительное время, так как ребенок может демонстрировать нежелательное поведение в процессе выполнения нужного действия. Такое фото не может иллюстрировать социальную историю. Другим вариантом иллюстраций могут стать схематичные рисованные изображения. Самым главным критерием при выборе варианта изображения должны стать индивидуальные особенности ребенка: насколько схематичный рисунок будет ему понятен.

Как использовать социальные истории.

Ребенок, подросток или взрослый человек с аутизмом знакомятся с социальной историей, читая или слушая ее. Если ребенок умеет читать, он читает историю самостоятельно. Если ребенок не умеет читать, историю могут прочитать родители, учитель, тьютер или другой взрослый.

Важно, чтобы первое прочтение истории состоялось в благоприятной обстановке, когда ребенок спокоен. В таком случае, вероятнее всего, у него возникнут приятные ассоциации с процессом чтения истории.

Следовательно, стоит избегать ситуаций, когда ребенок устал или раздражен, чтобы читать социальную историю. После того как история прочитана в первый раз, нужно обсудить ее с ребенком. Это поможет понять, насколько он понял смысл истории.

Возможно, придется заменить какие-то слова на более понятные, возможно, – что-то добавить. Кроме того, после первого ознакомления с историей можно добавить контролирующие предложения в ее текст.

В дальнейшем социальная история должна быть прочитана ребенку или ребенком один раз в день. По мере освоения действий, описанных в социальной истории, читать можно менее регулярно. Если в социальной истории описан навык или модель поведения для ситуации, происходящей достаточно редко, историю можно читать накануне события.

Так, если у ребенка есть трудности при пользовании общественным транспортом, на котором он ежедневно ездит в школу, социальная история, описывающая правила поведения в метро и автобусе, должна повторяться каждое утро перед поездкой. А историю о походе в кинотеатр можно читать только вечером накануне и утром, перед тем как идти в кино.

По мере того как ребенок будет осваивать новые навыки, и будет меняться его поведение, должны меняться и сами истории. Они могут становиться сложнее, в них могут повышаться требования к выполнению определенных действий. Самое главное, чтобы тот набор историй, которые в данный момент есть у ребенка, отвечал его ежедневным потребностям.

Ограничения в использовании.

С момента разработки концептуальной основы использования социальных историй метод претерпел значительные изменения. Изначально разработанные для обычных детей в школах, социальные истории применяются в настоящее время для решения очень широкого спектра задач в работе с детьми с РАС. Однако есть определенные ограничения в их использовании.

Самое главное из них: ребенок, для которого разрабатывается социальная история, должен хорошо понимать устную речь. В данном случае слово «хорошо» обозначает, что ребенок не просто выполняет инструкции взрослого в определенном контексте (принести ложку по просьбе мамы, когда та накрывает на стол, а может ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста. В противном случае чтение социальной истории не будет достаточно эффективно работать в качестве метода развития функциональных навыков. Детям с ограничениями в понимании речи будет целесообразно подобрать другой инструментарий для формирования жизненных компетенций.

Литература.

1. Манелис Н. Г., Аксенова Е. И., Богорад П. Л., Волгина Н. Н., Загуменная О. В., Калабухова А. А., Панцырь С. Н., Феррои Л. М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А. В. М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.

2. Сырых Ж. Ю. Применение метода социальных историй в коррекции поведения детей с РАС // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. 2022. No 1 (21). С. 61—69.

Публикации по теме:

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Фотоотчет о работе районного методического объединения социальных педагогов МДОУ 2017–2018 учебный годФотоотчет о работе районного методического объединения социальных педагогов МДОУ 2017–2018 учебный год Тема: «Профессиональная компетентность социального педагога МДОУ в условиях обновления содержания образования» Цель: Повышение профессиональной.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Метод арт-терапии «Аппликация из шариков». Работа с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленностиМетод арт-терапии «Аппликация из шариков». Работа с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности Арт-терапия — это упражнения для души и тела. Она поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие. арт.

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод социальных историй в работе с детьми с РАС
Опубликовано: 27 мая 2024 в 07:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод социальных историй в работе с детьми с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Анна Совостьянова (УИ 2408094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД