Юлия Кокорева
Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в формирование элементарных математических представлений
▼ Скачать
Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в формирование элементарных математических представлений
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт, чему в значительной мере способствует сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия. Накопление сенсорных представлений предполагает организацию широкой ориентировки детей в цвете, величине предметов, разнообразии их форм и т. д.
Публикация «Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в формирование элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Темочки
Детей чаще всего (в зависимости от наличия крышек) знакомят с цветами-красным, синим, желтым, зеленым, черным и белым, фиолетовым,оранжевым, размером –большие и маленькие, формой- ровные (гладкие).неровные. В нашем случае - пластиковые крышки от детских пюре «Фруто-няня»., а так же от минеральной воды и лимонада. Все это является бросовым материалом, легко собирается и продуктивно используется в познавательной деятельности.
В содержание методики изучения детей включается прежде всего обучение их выделению цвета, формы, величины как особого свойства предметов, воспитание внимания к этим качествам, что является предпосылкой формирования полноценных математических представлений.
Овладение системой знаний о цвете, формах, величинах предметов достигается путем соотнесения их свойств с усвоенными образцами, но и в тот период, когда дети еще не владеют эталонными представлениями, средством выделения свойств предметов является соотнесение их между собой.
Различая большое количество свойств предметов, дети испытывают трудности в их словесном обозначении. Но слова-названия «большой» и «маленький» они усваивают довольно быстро.
Целесообразно употребление воспитателем слов-названий цвета, величины (размера) и исключение на данном этапе обязательного запоминания и безошибочного употребления их ребенком.
Предметная деятельность является ведущей в детстве, поэтому в первую очередь детям следует предлагать задания, в которых величина, форма и цвет включаются в условие выполнения предметных действий. В качестве таких действий, например, могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнездах, грибков в отверстиях доски и т. д.
Наиболее доступными являются задания по раскладыванию одинаковых предметов на две группы в зависимости от величины, формы, цвета. При этом с целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для регуляции выполняемых действий: «такой же», «разные», «большой», «маленький». Следующим (более сложным) типом являются задания по размещению вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах, цветных грибков в отверстиях доски такого же цвета. Целью обучения является выработка у детей умения соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине. Материал -большие и малые вкладыши пяти форм из дерева и рамки для их размещения. Грибочки окрашены в указанные выше цветовые тона, которым соответствует цвет столиков.
По каждому из указанных типов заданий предлагается несколько занятий, в которых варьируются условия их выполнения.
Цель: развитие мелкой моторики, координации, пространственного мышления, сенсорных ощущений, творческого воображения, внимания, памяти, фантазии.
Игры предназначены для детей от2 до 7 лет.
1. «Крышки рассыпались. Разложи их по цвету.»
Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: крышки разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.
Воспитатель предлагает детям разложить крышки в ячейки по цветам.
2. «Крышки рассыпались. Разложи их по форме.»
Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата, треугольника, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: крышки разной формы, игровое поле с нарисованным кругом, квадратом, треугольником.
Воспитатель предлагает детям разложить крышки по контуру геометрических фигур.
3. «Чередование крышек по заданию.»
Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: крышки двух цветов.
Воспитатель начинает строить цепочку из крышек двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.
4. «Найди лишнюю крышку.»
Задача: развивать логическое мышление детей.
Оборудование: 5 крышек, 1 из которых отличается по цвету
Воспитатель выкладывает в ряд 4 крышки одного цвета и среди них кладёт 1 крышку другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю крышку или заменить её на нужную по цвету.
Можно разложить крышки одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную крышку. Предложить выполнить то же самое задание.
5. «Найди пары одинаковых крышек.»
Задачи: учить детей подбирать пары крышек на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: коллекция крышек.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть крышки. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых крышек. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.
6. «Мозаика.»
Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.
Оборудование: коллекция крышек.
Воспитатель предлагает детям выложить из крышек несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета крышки дети использовали.
7. «Чудесный мешочек»
Задача: развивать тактильные ощущения, изучить новые слова.
Оборудование: мешочек, крышки разного размера, формы.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько крышек. Спрашивает детей, какого размера крышка. Затем убирает их в мешочек. Предлагает на ощупь определить большая или маленькая крышка попалась в руки, а так же какой формы (гладкая, ребристая.
8. «Составь картинку»
Задачи: научить детей быстро ориентироваться; делить изображение предмета на составные части и воссоздать сложную форму из частей, развивать внимание, зрительное восприятие, воспитывать усидчивость.
1 вариант: Готовые целые картинки раздаются детям. Им даётся время рассмотреть их внимательно. Затем детям раздаются наборы крышек, предлагается собрать точно такую же картинку.
2 вариант: Детям раздаются наборы крышек, и предлагается собрать изображение.
9. «Самая высокая башня»
Задачи: учить грамотно подобрать цветовую гамму, снимать у ребёнка напряжение, способствовать познавательному развитию. Цветом можно играть, составлять башни разной высоты.
Кто из детей поставит больше крышек друг на друга.
10. «Конопушки»
На картоне нарисованы два больших лица. На каждое положить по 20 крышек – это конопушки. Делать ходы и бросать кубик. Сколько очков выпадет, столько конопушек убирается с лица. Победитель: у кого первого не окажется конопушек.
11. «Найди предмет» или «Угадай-ка»
Задачи: развивать тактильные ощущения; развивать умения выбирать предметы, отличающиеся от пластиковых крышек (например, небольшой строительный материал, киндер игрушки и т. д.).
Оборудование: емкость глубокая, крышки, мелкие игрушки.
Педагог предлагает детям найти игрушки, спрятанные в крышках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Усложнение: Найти игрушки с закрытыми глазами в крышках.
Определить, что именно спрятано в крышках на ощупь.
Существует еще множество игр, направленных на изучение