НАТАЛЬЯ ЛОДОСЕНКО
Метод провокации в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Метод провокации в самостоятельной деятельности дошкольников как средство развития речи.
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу современные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Публикация «Метод провокации в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Одной из перспективных методик считается Реджио-педагогика (наряду с Вальдорфской школой и школой Монтессори). В России данная методика только набирает популярность. В русскоязычной среде нет единого названия для данного подхода, в научной и педагогической литературе можно встретить несколько вариантов: подход Реджио Эмилия, Реджио-педагогика, Реджио-подход.
Разработчиком данной методики является психолог Лорис Малагуцци. Именно он является главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики в основе которых лежат провокации.
Так что такое ПРОВОКАЦИЯ? Провокация - это какое-то действие воспитателя, которое пробуждает интерес детей и направляет их в деятельность.
Провокация создает ребенку пространство для мышления, творчества и исследования.
Подготовить для детей провокацию, это значит, сделать так, что ребенок может увидит ее сам, сможет потрогать, ощутить, порассуждать.
Почему говорим педагогическая провокация? Потому что в результате, не навязывая, мы развиваем, воспитываем, обучаем.
Отдельной сферой применения элементов провокации можно считать развитие речи посредством различных высказываний, заведомо не соответствующих действительности. Начать диалог с детьми можно с подобных фраз: «А я слышал, что яблоки растут под землей и их нужно выкапывать карандашами»,
«Зимой обязательно нужно загорать под солнышком на море и кушать мороженое»,
«Треугольник -это такой оранжевый круг»,
«Собака – это рыба и живет в море» и т. д.
Количество и содержание фраз ограничивается лишь фантазией говорящего. В процессе рассуждений нужно стараться добиться желаемого ответа, выслушать вывод, сделанный самим ребенком.
Метод провокации с целью развития речи ребенка можно использовать в продуктивной деятельности. Так, например, несколько кусочков пластилина, неожиданно найденные на столе в центре книги помогли ребенку вылепить героев сказки «Колобок», к которой в последующем, подсоединились несколько детей. А далее, театр для всех!
Из неожиданно найденных иллюстраций и раскрасок на тему проекта «Удивительное рядом» была собрана целая книга со своей историей, изготовлен макет улья для пчел, сплетена паутина из веточек и ниток.
Каждый педагог при помощи данной технологии может решать cвои задачи.
Провокацией может быть привлекательная композиция, которая появляется в среде - там, где ребёнок её заметит. Если вы хотите, чтобы дети обратили на нее внимание и освоили этот вид деятельности, то провокация должна быть явная, яркая, на видном месте, содержащая инструменты и материалы, иллюстрации книги, предметы, или просто расположенные на непривычных местах вещи.
Метод провокации можно использовать и в младших группах, с неговорящими детьми.
Н-р, провокации с перевиранием можно использовать на занятиях при работе с картинками: - Это корова. Она кричит: ко-ко-ко. Ребёнок не соглашается и выдает правильное звукоподражание.
Важно отметить, что провокация с перевиранием эффективна только в случае, когда дети знакомы с объектом, действием, признаком и знают правильный ответ. Это можно увидеть на следующем примере:
По картинке, где изображена идущая девочка, воспитатель в течение недели пыталась вызвать двухсловную фразу «Катя идёт», а ребёнок лишь кивал головой, но не повторял высказывание. Однажды, показав на эту картинку, воспитатель сказала: - Катя бежит. И ребё нок тут же отреагировал: - Не, идёт.
Из всего вышесказанного видно, что провокации вызывают у детей активную речь, главное уметь их продумать и подготовить, уметь правильно среагировать в неожиданно сложившейся ситуации.
Секрет провокаций в том, что они не принуждают детей к речевому подражанию, которое представляет для них трудность, а вызывают естественный речевой отклик со стороны детей на фоне вызванных у них эмоций.
Чтобы заинтересовать детей к художественной литературе можно также использовать провокацию по методу РЕДЖИО.
Провокацией может быть все что угодно. В данной провокации я подготовила интерес детей к книге Л. Н. Толстого «Галка и кувшин». Чтобы заинтересовать детей, и они смогли себя проявить наиболее активно, для этого подготовила среду: использовала предметы – кувшин, камушки, вода, маски лисы и журавля.
После того, как мы с детьми обсудили содержание рассказа, ответили на вопросы по сказке, в свободной деятельности, ребята, конечно- же увидели атрибуты. И с удовольствием еще раз окунулись в произведение. Опытно- экспериментальным путем убедились, что если бросать камушки в сосуд с водой, вода поднимется». А дальше произошло театральное действие.
Все это способствуют проявлению развития речи, естественной любознательности и творчества ребенка.
Знайте, что созданная провокация не всегда оправдывает педагогические задумки. Если дошкольники вдруг начинают делать совершенно не то, что ожидалось (не строит из конструктора геометрическую фигуру, а выстроил туннель для автомобили, прекрасно! Фигурой вы займетесь в другой удобный момент.
И для педагога выдумывание Реджио - провокаций – это тоже творчество, потому что выдумывать их очень увлекательно и наблюдать за реакцией на них дошкольников ещё интересней!