МААМ-картинки

Метод провокации в развитии речи дошкольников

НАТАЛЬЯ ЛОДОСЕНКО
Метод провокации в развитии речи дошкольников

Метод провокации в самостоятельной деятельности дошкольников как средство развития речи.

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу современные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Публикация «Метод провокации в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Одной из перспективных методик считается Реджио-педагогика (наряду с Вальдорфской школой и школой Монтессори). В России данная методика только набирает популярность. В русскоязычной среде нет единого названия для данного подхода, в научной и педагогической литературе можно встретить несколько вариантов: подход Реджио Эмилия, Реджио-педагогика, Реджио-подход.

Разработчиком данной методики является психолог Лорис Малагуцци. Именно он является главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики в основе которых лежат провокации.

Так что такое ПРОВОКАЦИЯ? Провокация - это какое-то действие воспитателя, которое пробуждает интерес детей и направляет их в деятельность.

Провокация создает ребенку пространство для мышления, творчества и исследования.

Подготовить для детей провокацию, это значит, сделать так, что ребенок может увидит ее сам, сможет потрогать, ощутить, порассуждать.

Почему говорим педагогическая провокация? Потому что в результате, не навязывая, мы развиваем, воспитываем, обучаем.

Отдельной сферой применения элементов провокации можно считать развитие речи посредством различных высказываний, заведомо не соответствующих действительности. Начать диалог с детьми можно с подобных фраз: «А я слышал, что яблоки растут под землей и их нужно выкапывать карандашами»,

«Зимой обязательно нужно загорать под солнышком на море и кушать мороженое»,

«Треугольник -это такой оранжевый круг»,

«Собака – это рыба и живет в море» и т. д.

Количество и содержание фраз ограничивается лишь фантазией говорящего. В процессе рассуждений нужно стараться добиться желаемого ответа, выслушать вывод, сделанный самим ребенком.

Метод провокации с целью развития речи ребенка можно использовать в продуктивной деятельности. Так, например, несколько кусочков пластилина, неожиданно найденные на столе в центре книги помогли ребенку вылепить героев сказки «Колобок», к которой в последующем, подсоединились несколько детей. А далее, театр для всех!

Из неожиданно найденных иллюстраций и раскрасок на тему проекта «Удивительное рядом» была собрана целая книга со своей историей, изготовлен макет улья для пчел, сплетена паутина из веточек и ниток.

Каждый педагог при помощи данной технологии может решать cвои задачи.

Провокацией может быть привлекательная композиция, которая появляется в среде - там, где ребёнок её заметит. Если вы хотите, чтобы дети обратили на нее внимание и освоили этот вид деятельности, то провокация должна быть явная, яркая, на видном месте, содержащая инструменты и материалы, иллюстрации книги, предметы, или просто расположенные на непривычных местах вещи.

Метод провокации можно использовать и в младших группах, с неговорящими детьми.

Н-р, провокации с перевиранием можно использовать на занятиях при работе с картинками: - Это корова. Она кричит: ко-ко-ко. Ребёнок не соглашается и выдает правильное звукоподражание.

Важно отметить, что провокация с перевиранием эффективна только в случае, когда дети знакомы с объектом, действием, признаком и знают правильный ответ. Это можно увидеть на следующем примере:

По картинке, где изображена идущая девочка, воспитатель в течение недели пыталась вызвать двухсловную фразу «Катя идёт», а ребёнок лишь кивал головой, но не повторял высказывание. Однажды, показав на эту картинку, воспитатель сказала: - Катя бежит. И ребё нок тут же отреагировал: - Не, идёт.

Из всего вышесказанного видно, что провокации вызывают у детей активную речь, главное уметь их продумать и подготовить, уметь правильно среагировать в неожиданно сложившейся ситуации.

Секрет провокаций в том, что они не принуждают детей к речевому подражанию, которое представляет для них трудность, а вызывают естественный речевой отклик со стороны детей на фоне вызванных у них эмоций.

Чтобы заинтересовать детей к художественной литературе можно также использовать провокацию по методу РЕДЖИО.

Провокацией может быть все что угодно. В данной провокации я подготовила интерес детей к книге Л. Н. Толстого «Галка и кувшин». Чтобы заинтересовать детей, и они смогли себя проявить наиболее активно, для этого подготовила среду: использовала предметы – кувшин, камушки, вода, маски лисы и журавля.

После того, как мы с детьми обсудили содержание рассказа, ответили на вопросы по сказке, в свободной деятельности, ребята, конечно- же увидели атрибуты. И с удовольствием еще раз окунулись в произведение. Опытно- экспериментальным путем убедились, что если бросать камушки в сосуд с водой, вода поднимется». А дальше произошло театральное действие.

Все это способствуют проявлению развития речи, естественной любознательности и творчества ребенка.

Знайте, что созданная провокация не всегда оправдывает педагогические задумки. Если дошкольники вдруг начинают делать совершенно не то, что ожидалось (не строит из конструктора геометрическую фигуру, а выстроил туннель для автомобили, прекрасно! Фигурой вы займетесь в другой удобный момент.

И для педагога выдумывание Реджио - провокаций – это тоже творчество, потому что выдумывать их очень увлекательно и наблюдать за реакцией на них дошкольников ещё интересней!

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод провокации в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 09:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод провокации в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ЛОДОСЕНКО в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД