Татьяна Бичикова
Метод провокации в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Метод провокации в развитии речи дошкольника.
Старший воспитатель
Бичикова Т. А.
МБДОУ «ЦРР-ДС «Аленушка»
ФГОС требует от нас, педагогов,искать новые методы и технологии для всестороннего развития дошкольника, побуждая их самих искать решения, задавать вопросы, совершать собственные открытия. Одним из методов такого развития является Реджио технология, которая придерживается мнения что «у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя».
Публикация «Метод провокации в развитии речи дошкольника» размещена в разделах
В Реджио технологии есть основные постулаты.
1. Нужно подняться до ребенка, а не опуститься. Педагог, занимаясь с дошкольниками, должен быть на одном уровне с ребенком: разговаривать, глядя ему в глаза, сидеть с ним на детском стуле или на полу.
2. Перед любой деятельностью уточните у ребенка о правилах, которые применимы в данной деятельности, а не сообщайте их сразу.
3. Не останавливать ребенка «Так не бывает!». Совместно с ребенком попытайтесь узнать «Возможно ли это узнать, «Где мы это можем увидеть», и тд. Данная позиция педагога даёт ребенку мотивацию подумать, может стать толчком к какому-то исследованию.
4. Дошкольник всегда должен понимать: безвыходных ситуаций нет, есть решение вопроса. Но, прежде чем учить детей выбору, воспитатель должен быть сам готов к нему. И самое главное, не торопить дошкольника выбирать.
Основным принципом Реджио педагогики является принцип развития творческого мышления. Поэтому главные её методы : это проектная, исследовательская деятельность, много творчества и обучение через окружающую среду. Работу нужно начинать с развивающей среды.
Для развития познавательной, речевой деятельности активно можно использовать, приглашения к игре в духе Реджио, использовать метод провокации.
Что такое провокация? Провокация – это приглашение, а не приказ. Для того, чтобы ребенок ее заметил, освоил этот вид деятельности нужно педагогу продумать все. Это может быть: красивая баночка с пуговицами, новый пластилин, привлекательная композиция, иллюстрации, книги, тесто для лепки, лупа, которая появляется в среде - там, где ребёнок её заметит. Возможно, это будет непривычное место для данного предмета.
Если перед педагогом стоит цель включение дошкольника в самостоятельную деятельность, то это может быть что-то простое (новые краски, пластилин, конструктор книга, появившиеся в развивающей среде).
Педагог должен продумать, как преподнести предмет. Иногда красиво составленная провокация может пролежать на полке в развивающей среде группы достаточно долго, пока ребёнок её не заметит и применит для своей деятельности. Поэтому, важно, чтобы созданная педагогом провокация вдохновляла ребёнка творить, строить, обсуждать увиденное и придумывать новые идеи.
Не нужно объяснять дошкольникам, что делать с выставленными материалами! Задача взрослого - помочь детям использовать свои познавательные возможности! Педагог должен поинтересоваться мнением маленьких творцов и наблюдать. А если ребёнок просит помощи, сначала узнать о его собственных соображениях на этот счёт, а только потом помогать.
Для использования в развитии речи ребенка, несколько кусочков соленого теста, помогли ребенку вылепить героев сказки «Колобок», к которому подсоединились несколько детей. А далее, театр для всех!
Из неожиданно найденных иллюстраций была собрана целая книга со своей историей.
Яркий пластилин (такого еще не было, помогли девочкам отправиться в гости к Эльзе. Где существует своя история. Каждый педагог при помощи данной технологии может решать вои задачи.
Знайте, что созданная провокация не всегда оправдывает педагогические задумки. Если дошкольники вдруг начинают делать совершенно не то, что ожидалось (не строит из конструктора геометрическую фигуру, а выстроил туннель для автомобили, прекрасно! Фигурой вы займетесь в другой удобный момент.
И для педагога выдумывание Реджио - провокаций – это тоже творчество, потому что выдумывать их очень увлекательно и наблюдать за реакцией на них дошкольников ещё интересней!