Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду»

Зоя Колоколова
Консультация для воспитателей «Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Публикация «Консультация для воспитателей „Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду“» размещена в разделах

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду». Вам предлагается, уважаемые педагоги, выбрать из трех определений наиболее точное суждение, что же такое педагогическая технология?

Технология это точное знание того, как надо обучать и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение (Е. В. Бондаревская).

Технология — совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Технология — специальный набор форм, методов, способов, системно используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к достижению результата.

Педагогическая технология-это опыты (экспериментирования) :

1. Состояние и превращение вещества.

2. Движение воздуха и воды.

3. Свойства почвы и минералов.

4. Условия жизни растений.

Коллекционирование (классификация работы) :

1. Виды растений.

2. Виды животных.

3. Виды строительных сооружений.

4. Виды транспорта.

5. Виды профессий и т. д.

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с дошкольниками, можно выделить технологию исследовательской деятельности. В основу ФГОС заложен системно- деятельностный подход целью которого является воспитание личности ребенка активно участвующего в сознательной деятельности. Данный подход предусматривает развитие умения:

Ставить цель – например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы.

решать задачи - как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить их на лесной поляне.

отвечать за результат – все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.

Психолого-педагогическими условиями становления личности является свобода действия (в ее разумных пределах, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность.

При осуществлении системно-деятельностного подхода необходимо учитывать следующие принципы:

принцип субъектности воспитания : каждый ребенок – участник образовательных отношений, способный планировать, выстраивать, предполагать (кто-то предлагает цветы посадить, кто-то создать знаки и т. п., может оценивать свои действия и поступки: если я посажу цветы, они могут не приняться, так как я не смогу ходить в лес каждый день, чтобы поливать их. Лучше расставить в лесу запрещающие знаки.

принцип обязательной результативности каждого вида деятельности : ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь полученные знания применять в повседневной жизни (бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит – он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я их не буду рвать, и скажу друзьям, чтобы не рвали).

Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности : у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает: отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор – не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею Сказок, или вернуть утят маме-утке, или построить заборчик, чтобы волк не смог попасть к зайчатам во двор.

принцип обязательной рефлективности всякой деятельности : При подведении итогов, рефлексии, вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т. д. Вопросы должны быть проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что нам будет нужно сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре?» и т. д.

Ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому,

принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности : педагог умело, ненавязчиво, организует и руководит деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве», «Давайте проверим, будет ли прочным домик, построенный из бумаги и т. п. Как мы это сделаем?», находится не «над детьми», а рядом;

принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Для того чтобы активизировать детей, педагог может задать вопросы: «А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше перебраться на другой берег", «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался во двор к зайчатам?» и т. д. Замечать конкретные заслуги каждого ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перебраться на другой берег», «Марина замечательно выполнила трудное задание ….» и т. д.

Таким образом, перед педагогами стоит огромная задача. Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Задача педагога - делать обучение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

А сейчас рассмотрим методы познавательно-исследовательской деятельности,которые можно использовать в работе с детьми по познавательно- исследовательской деятельности.

Моделирование – это еще один метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.

В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей.

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д.

Таким образом, модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи.

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• использование художественного слова

Виды познавательно-исследовательской деятельности :

а).Путешествие по карте это освоение пространственных схем и отношений.

б).Путешествие по реке времени.

• Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира) .

До начала декабря осталось совсем немного времени, самое время начать мастерить адвент-календарь своими руками для деток. Вариантов исполнения такого календаря существует множество, но все они предполагают маленький сюрприз каждый день, будь то маленькая открыточка, игрушка или конфета.

Адвент-календарь по другому еще называют календарем ожидания праздника. Он был придуман в Германии в 1908 году. По традиции представлял собой открытку или домик с открывающимися окошками, в каждом окошке которого лежала конфета и маленькое пожелание. Сейчас календари делают в виде мешочков, свертков, пакетиков, в виде подарков висящих на елке. В России принято делать адвент-календари с 31 окошком и отсчитывать дни до Нового года. Так же календарь не обязательно делать к Новому году или Рождеству, можно приурочить его ко Дню рождения или поездке.

Сайт «Мама может все!» предлагает посмотреть 47 интересных идей для адвент- календаря и сделать любой из них своими руками!

Коллекционирование – полезное увлечение! Во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно- исследовательской деятельностью, то есть у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу. Ну и, наконец, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Рекомендации к сбору коллекций

- Каждый образец подписать, приложить список.

Образцы разложить по тематическим неделям.

Рекомендации к содержанию коллекций

- Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. Если ребёнок больше играет машинками или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;

- Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. - Учет возрастных особенностей детей: в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д.

- Разнообразие – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент. - Учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков)

Как мы можем привлекать родителей в совместной работе:

- оформлять выставку коллекций своего ребенка или собственную выставку;

- собирать природные материалы для коллекций детей: камешки, семена, ракушки и т. п. ;

- рассказать о семейной коллекции.

Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко.

Это актуально всегда и везде.

Воспитатели детских садов разных городов России, организовали «посткроссинг»т. е общение передачи информации о своих группах, городах посредством написания писем, обмен видеороликами. В процессе работы дети получают письма из разных городов узнают о жизни других детей, находят эти города на карте, сами составляют письма о своей жизни, своем городе и республике в которой они живут, и сами отправляют письмо через почтовое отделение. С огромным интересом дети просматривают видео фильмы отправленные с других городов. Лидия Геннадьевна Мальцева занимается посткроссингом уже два года.

Сейчас я предложу вам несколько вариантов:

• Путешествие по «реке времени» – Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями.

Основной развивающей задачей исследований - путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему) .

Эта задача указана во всех ныне действующих примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования. Путешествие «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализации.

Для достижения этой цели составим перспективный план с учётом тематических недель. Для каждого занятия нужен будет интересный отправной момент, который не оставлял бы детей равнодушными. Это реальные события- "Новый год", истоки празднования Нового года на Руси. Познакомить с обычаями, обрядами, с праздниками "Рождество", "Масленица".Изготовить маски, нарядиться, разучить песни-колядки. Использовать специально смоделированные события- принести в группу предметы старины или их изображение. Домовёнок Кузя расскажет о том, как в старину пряли шерсть, ткали половики. Предлагаю составить проекты занятий "По горам по долам ходят шуба, да кафтан", знакомить с матрёшкой с ремеслом изготовления матрёшки разными умельцами. Предложить детям самим расписать матрёшек. Для ознакомления с нашей планетой внести в группу глобус, разработать интегрированный план по теме недели "Родная страна (Космос)". Путешествовали по "реке времени" - "Первые летательные аппараты и аппараты будущего". Привлечь в свою работу родителей, они вместе с детьми могут изготовить макеты летательных аппаратов. К Дню Победы провести экскурсию к стене Памяти, на карте страны отметили флажками Города-Герои. На тематической неделе "Времена года"-Кузя расскажет как определяли погоду в старину, а дети расскажут, как мы узнаём о погоде сейчас. На неделе ""Моя семья" - познакомиться с историей семьи. Родителям вместе с детьми предложить сделать генеалогическое древо, стенгазеты об истории семьи, провести совместное мероприятие о семье. Много вопросов вызывают воображаемые события происходящие в художественных произведениях, которые мы прочитали. О путешествии Незнайки и его друзей на воздушном шаре. И наконец стимулом к исследованию станут события происходящие в жизни группы- дети могут принёсти различные коллекции от открыток до игрушек из-под киндер- сюрпризов, а мы в свою очередь сделаем выставку. Дети будут дополнять выставку другими коллекциями, рассмотрят энциклопедии. Провести другие путешествия по темам -транспорт, освещение, защитники Отечества, олимпийские игры и т. п. В работе используем "модель трёх вопросов" привлечь родителей к поиску ответов на вопросы детей. Дети с интересом включатся в поисковую деятельность, самостоятельно сделают маленькие открытия, с интересом будут слушать истории из жизни старшего поколения.

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.

Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших «исследований».

Этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Нет смысла запутывать дошкольников деталями и строгими определениями исторических периодов из школьного курса. Если же у детей возникают вопросы по поводу каких-либо исторических реалий, можно предложить дополнительные «остановки» (например, найти место на «реке времени» для великих культур древнего мира) .

В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта,

профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным и справочным текстам, привлекая для этого родителей, организуя экскурсии в библиотеку, музей.

В систематической и целенаправленной работы по внедрению технологии «Река времени» развитие активного словаря возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие.

• Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.

Эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой :

взвешивание тяжелых и легких материалов;

измерение длины с помощью мерок;

наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива (лук сажаем, заносим веточки и наблюдаем) изучение смешивание цветов.

«Растения пьют воду»

1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения.

2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.

3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.

"Волшебный шарик"

1. надуваем два шарика, один из шаров потереть кусочком шерстяной ткани.

2. если два шара приставить друг к другу, они начнут отталкиваться. Почему?

3. Тот шар, который потерли, притягивается к стене. Почему?

«Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

Оборудование для исследовательской деятельности

Прозрачные и непрозрачные емкости (если стекло убрать в шкаф и пользоваться пластмассовыми емкостями).

2. Дети могут брать:мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного

размера, резиновые перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7. Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,

термометр.

10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Лопатки, грабли, лейки.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для

самостоятельной исследовательской деятельности.

Материал, подлежащий исследованию

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный

уголь.

2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские

шампуни, пенка для ванн).

3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,

мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки

орехов.

5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,

кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Таким образом, дети пытаются анализировать, делают выводы,объясняют закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты с помощью взрослого, а иногда сами создают условия для проведения исследований, наблюдений. У детей возрастет познавательная активность и интерес к миру. При систематическом подходе в ДОУ и семье мы добьемся, что наши дети будут развиваться творчески способными, стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Спасибо, за внимание!

В методическом кабинете имеется наглядно-педагогическая пропаганда и консультации для родителей.

Список используемой литературы:

1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. - М. : Вита-Пресс, 1999.

2. Егорова Т. А. «Развитие исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. – www/researcher/ru

3. Инновации в детском саду. Н. В. Микляева. АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2008 г.

4. Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. И. Урмина, Т. Данилина. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2009 г.

5. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Т. В. Хабарова. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург 2011г.

6. Использование интернет-сайтов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Дорожка здоровья в детском саду» Дорожка здоровьяХорошо, если территория детского сада большая или рядом есть лес или парк. Именно здесь можно разместить дорожку здоровья.

Консультация для воспитателей «Дисциплина в детском саду» Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого.

Консультация для родителей. Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома. Консультация для родителей. Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома. Детское экспериментирование – это один.

Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4» Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Безопасность детей в детском саду» Ни для никого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу.

Консультация для воспитателей «Безопасные условия пребывания детей в детском саду» Консультация для воспитателей «Безопасные условия пребывания детей в детском саду» Факторы безопасности детей в детских учебных заведений.

Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду» Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду» Литература, с которой впервые встречается ребенок должна ввести его в мир.

Консультация для воспитателей «Культура питания в детском саду» Культура питания в детском садуПсихологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации.

Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» "Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы, оказываясь На.

Современные педагогические технологии в ДОУ. Технология исследовательской деятельности. Технология портфолио дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области "Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду»
Опубликовано: 18 ноября 2017 в 04:55
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Колоколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД