Папки-передвижки

Метод матричного анализа И. А. Истомина как основа для развития идей К. Орфа на русской национальной почве

Муштакова Ирина
Метод матричного анализа И. А. Истомина как основа для развития идей К. Орфа на русской национальной почве
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие навыков инструментального музицирования в работе с дошкольниками на основе метода матричного анализа И. А. Истомина

Методическая разработка И. А. Истомина основана на оригинальной теории матричного строения музыкальной формы, получившей свое первоначальное обоснование на материале народной музыки. Раннее приобщение детей к народному творчеству приобретает огромное воспитательное значение, особенно, если этот процесс базируется на традиции специфической деятельности народных певцов на глубинных принципах музыкального мышления, внутренних законах музыкальной организации.

Публикация «Метод матричного анализа И, А, Истомина как основа для развития идей К, Орфа на русской национальной почве» размещена в разделах

Методика обучения И. А. Истомина направлена на обучение детей такой импровизации подголосков, которая бы оставалась в русле народной традиции, соответствовала бы нормам стиля, не выходила бы из «зоны художественного» в музыке. Она охватывает как исполнительский, так и творческий аспекты музыкальной деятельности.

Предлагаемый метод обучения является результатом экспериментальной работы, проводившейся в ДШИ № 3 города Москвы в течение 1981/82 и 1982/83 года.

Лучшие представители русской культуры ХVШ—Х1Х веков придавали огромное значение собиранию и изучению произведений народно - песенного творчества. Среди них такие имена как В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, С. П. Крашенников, Н. А. Львов, А. Н. Радищев, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В, Гоголь, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков - Щедрин, Г. И. Успенский, М. И. Глинка, М. А. Балакирев, П. И. Чайковский, В. В. Стасов, Н. А. Римский - Корсаков, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов и многие другие.

О необходимости использования народной песни в воспитательных целях нам больше известно из высказываний прогрессивных педагогов Х1Х столетия: «. По своему содержанию народная песня для русской начальной школы представляет:

1) лучший материал для осуществления элемента народности и условия знакомства с душевным состоянием, характером и задушевными устремлениями народа;

2) здоровую пищу детским представлениям и чувствам;

3) незаменимое средство внедрить в душу детей пламенные, родные и заветные мечтания о своем предназначении и исконных судьбах».

Традиция включения народной песни в детское воспитание подхвачена советской педагогикой. Особое место песенный фольклор занимает в музыкальном образовании, в частности, на начальном этапе обучения музыке.

Пути использования фольклора оказались разными: одни преподаватели считают целесообразными точное сохранение конкретного образца песни; другие допускают более свободное обращение с ней, считая возможным присочинение подголосков; третьи в основном обращаются к обработкам.

Наиболее эффективным нам представляется второе из трех названных направлений, так как в его русле можно поддержать традицию специфической деятельности народных певцов, обучив детей импровизации подголосков. Принципы, определяющие обучение импровизации подголосков, могут быть разными: одни преподаватели стремятся развивать интуицию, другие опираются на некоторые нормы стиля, строения песни. В свой черед, движение, базирующееся на знаниях о нормах строения песни, неоднородно, как и сами эти знания. К сожалению, нередко детям предлагается ориентироваться на отдельные приемы голосоведения, подчас противоречащие логике организации песни (например, рекомендуется «ленточное» голосоведение - параллельное движение терциями; педали на тоническом или квинтовом звуках). На наш взгляд, линии подголосков удобнее импровизировать, опираясь на знания о так называемом матричном строении музыкальной формы народных песен, исключающем возможность деформации их интонационности чужеродными образованиями. Эти знания преобретаются в результате матричного анализа. Его специфика - в выявлении особой согласованности частей напева, их гармонирования. Для того, чтобы дать представление о подобной согласованности, проанализируем две песни : детскую „Петушок" и хороводную «Во поле береза стояла».

Р. н. п. „Петушок"

Эта простая мелодия как бы «свертывается», «собирается в гармошку», распадаясь при этом на два мотива: вписанные один под другим (ранжиром, они выявляют мелодико-гармоническую формулу напева — оборот - матрицу.

Оборот - матрица — своеобразная модель, на основе которой может вестись импровизация подголосков. В данном обороте унисон «а-а» сменяется терцией «е-g». Звуки, входящие в гармонический интервал терции, могут заменять друг друга в процессе развития линии мелодии и подголосков. В тот момент, когда в мелодии звучит тон «е», в подголоске допустимо появление звука «g», кроме того, на фоне выдержанного одного из этих звуков может возникать движение от унисона к терции или от терции к унисону, реализующееся в более коротких длительностях.

Более сложную картину представляет хороводная песня. Однако, принцип, организующий мелодию, оказывается аналогичным : напев «свертывается» на оборот-матрицу.

На основе этого оборота развилась мелодическая линия песни: оборот-матрица «указывает» когда, в какое время и какие звуки нужно взять.

На этой же основе возможно и выстраивание подголосков.

Можно сказать, что оборот - матрица есть комплексное «одномоментное» представление о песне, существующее в сознании или в подсознании народных певцов, представление, на которое опираются исполнители, импровизируя мелодии и подголоски.

Включение матричного анализа в работу хорового коллектива представляется эффективным, ибо:

1) он способствует формированию навыков импровизации подголосков, не разрушающих стиля народной песни;

2) дает возможность выработать навыки коллективной, хоровой импровизации;

3) создает основание для решения специальной исполнительской проблемы - проблемы верной фразировки (музыкальный процесс членится по принципу сходства на фазы, соответствующие оборотам - матрицам);

4) через освоение обозначенной в предыдущих пунктах деятельности задает правильные ориентиры в формировании художественного вкуса учащихся.

Включение матричного анализа в работу по импровизации предшествует подготовительный период — период предварительного ознакомления детей с довольно широким кругом народных песен. Этот период накопления материала длится около месяца. На первых двух уроках выучивается 5 - 6 песенок. На последующих - количество нового материала сокращается до 1 – 2 - х песен. Такой ритм освоения материала сохраняется и дальше.

В репертуар могут входить:

а) детские песенки и считалки - «Петушок», «Солнышко», «Зайчик», «Идет коза рогатая», «Обруч круж», «Уж как шла лиса по тропке».

б) хороводные и игровые песни – «Ладушки», «Бай, качи», «Где был, Иванушка?», «Ходит Ваня», «Как под белою, под березою».

в) календарные песни - «Ой, кулики, жаворонушки», «Старенький дедка», «Весна - красна».

Из урока в урок они повторяются: поются на разной высоте, используются как распевания. Для оживления работы та или иная песня может быть «обыграна» (хоровод, игра).

Широкое освоение подобного материала обеспечит постепенное вхождение в зону интонационности народной песни, знакомство с ее образным строем и создаст необходимую базу для дальнейшей деятельности по выработке навыков многоголосного пения.

Для того, чтобы показать как можно использовать знание о матричном строении музыкальной формы в работе хора, опишем процесс изучения весенней игровой песни Брянской области «Старенький дедка».

1. Хормейстер поет всю песню со словами.

2. Учащиеся определяют характер песни, лад и тональность напева

(мелодия выписана на доске).

3. Обращается внимание на метро- ритмическую организацию мелодии (здесь — на переменный размер и его особенность: при сохранении, трехдольности смена метрической единицы движения — вдвое скорее).

4. Хормейстер сольфеджирует мелодию, учащиеся дирижируют.

5. Дети сольфеджируют мелодию с дирижированием (это упражнение повторяется несколько раз до полного овладения напевом).

6. Хормейстер помогает детям найти гармонирующие построения песни, записывает их на доске ранжиром (друг под другом) и выводит оборот - матрицу.

7. Преподаватель объясняет, почему этот оборот называется мелодико-гармоническим (мелодическим, — так как здесь в «свернутом» виде записана мелодия песни; гармоническим, — так как построения песни, сочетаясь, образуют созвучия — в данном случае гармонические интервалы).

8. Хормейстер помогает детям определить ладогармонические функции созвучий (аккордов, интервалов, входящих в оборот - матрицу.

9. Педагог обращает внимание детей на ритмо – гармоническую организацию оборота-матрицы и особенности ее воспроизведения в форме песни: указывает, на каком участке формы аккорд (интервал) какой гармонической функции «действует» как регулятор развития мелодии и подголосков.

Преподаватель поясняет, что в 1 м, 2-м и 4-м построениях использована часть оборота (он как бы усечен с «головы» — отсутствует терция, «f – аs», а в 3 - м и в 5- м построениях оборот дан полностью.

10. Педагог в общих чертах объясняет, как из оборота-матрицы может развертываться мелодии : показывает возможность построения разных линий.

После этого начинается собственно хормейстерская работа с оборотом-матрицей :

1. Несколько раз созвучия оборота-матрицы пропеваются ровными длительностями в мелодическом виде всем хором.

2. После разделения учащихся на подгруппы (их число зависит от количества тонов в созвучиях матрицы; в данном случае их две, созвучия оборота - матрицы пропеваются ровными длительностями в гармоническом виде (при этом особое внимание обращается на выстроенность каждого созвучия).

3. Созвучия оборота - матрицы поются с ритмом, данным в схеме оборота.

4. Учащиеся поют оборот - матрицу, ориентируясь на особенности воспроизведения его в форме песни (в данном случае учитывается усечение оборота и проведение его в уменьшении - размер 3/4 меняется на 3/8).

5. Хормейстер сольфеджирует мелодию, а дети поют оборот-матрицу, аккомпанируя ему.

6. Выделить 3 - 4-х человек для ведения основной линии (мелодии). Остальные учащиеся поют оборот-матрицу.

7. Подгруппы меняются ролями.

8. Объяснив детям возможность взаимозаменяемости звуков, входящих в созвучия оборота-матрицы, хормейстер помогает учащимся выстраивать и петь мелодические образования, по протяженности соот-ветсвующие обороту-матрице.

После такой тщательной проработки оборота-матрицы можно предложить детям сочинить подголоски к мелодии, учитывая самые общие представления о специфике подголосочной фактуры русской народной песни.

Для этого на уроке нужно показать примеры на гетерофонную фактуру. Сочинение подголосков можно давать в классе и как домашнюю работу. Придумав подголосок, учащийся должен уметь сольфеджировать его с дирижированием. На определенном этапе работы нужно требовать и грамотную запись подголоска. Обязательным является разбор достоинств и недостатков (ошибок) каждого предложенного варианта. Лучшие из сочиненных подголосков выучиваются всеми участниками хора.

После этого можно предложить детям спеть песню с придуманными подголосками. На этом заканчивается период «черновой» работы по распеванию народной песни.

Сочиненные детьми подголоски, служат материалом, из которого хормейстер выстраивает композицию, предназначенную для концертного исполнения.

Несколько слов об условиях работы. Для того, чтобы вести подобную работу, не обязательно иметь большой хоровой коллектив. Это может быть ансамбль в 12 -15 человек, хор в 20 - 25 человек. Звучание песни в названных составах будет органичным, естественным, так как хоровые партии не закреплены и сбалансированность ансамбля может быть достигнута в любой ситуации (например, при неявке на занятие или на концерт трети состава) по указанию руководителя.

Естественность звучания определяется и тем фактором, что дети поют сочиненные ими самими подголоски: почти каждый из участников, — «автор» и «свою» линию ведет свободно и непринуждённо.

Опираясь на русскую традицию обучения хоровому пению, учебную работу с народной песней, в основном, нужно вести без инструментального сопровождения. Однако, в порядке исключения, можно пользоваться в учебной практике приемом подыгрывания оборота-матрицы на различных инструментах. В концертном исполнении песни некоторых жанров (хороводные, плясовые) вполне уместно „облачать" в инструментальный наряд (например, на «орфовских» инструментах можно играть как сопровождение оборот-матрицу и различные „вытканные" на ее основе фактурно-инструментальные узоры, сочиненные детьми по аналогии с хоровыми подголосками).

В процессе занятий, на которых используется знание о матричном строении музыкальных произведений, дети включаются в учебное сочинение (сочинение подголосков, овладевает основами фразировки (расчленение песни на построения, соответствующие оборотам-матрицам). Наконец, они получают необходимые теоретические знания, обеспечивающие понимание существенных законов сочинения и исполнения музыки. Таким образом, с начального этапа обучение музыке направлено на подготовку не «частичного» музыканта (специалиста - скрипача, специалиста - пианиста, а на формирование «целостного» музыканта ( одновременно: композитора – исполнителя - теоретика) и музицирующего, понимающего и ценящего искусство любителя музыки.

Это принципиально важно, так как создается платформа, на которой возможен диалог профессионала и любителя, создаются условия для взаимопонимания артиста и публики и, в итоге, — для полноценного функционирования искусства в обществе.

3.2. Применение матричного метода в работе по методике Орфа

Я использовала в своей работе сборник Науменко Г. М. «Дождик, дождик, перестань!». Изначально знакомим детей с игрой или потешкой, осваиваем навыки игры на детских музыкальных инструментах, осваиваем приемы правильного звукоизвлечения, развиваем самостоятельность. Учим правильно передавать ее ритмический рисунок. Далее осваиваем навыки совместной игры, в ансамбле. Развиваем творческую активность.

Игра с куклой «Баю, баюшки, баю»

Приобщить дошкольников к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью.

Задачи:

- Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в фольклоре. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

- Дать понятие о фольклоре, истории и значении колыбельных песен, научить детей видеть в нем жизнь, внутренний мир человека и красоту природы, познакомить с героями колыбельных песен и особенностями их интонации.

- Развивать художественно-образное мышление при восприятии колыбельных песен, фантазию, творчество, развивать чувства ритма при игре на музыкальном треугольнике, развивать вокально-хоровые навыки при работе над интонацией – покачивание мелодии.

Участвует несколько групп детей, с каждой работаю отдельно, выучиваем колыбельную, слежу за плавным ведением мелодии. Другие дети укачивают куклу, показываю как под колыбельную она засыпает. И еще одна группа детей играют на звуковысотных детских музыкальных инструментах: несколько металлафонов, ксилофоны, звуковысотные колокольчики, треугольник. Так же с каждым инструментом работаю в отдельности, знакомлю с колыбельной, учим хлопками каждый свой ритмический рисунок под счет. Осваиваем приемы правильного звукоизвлечения, учимся играть ансамблем.

После того как партиии выучены музыкальный руководитель исполняет песню с музыкальным сопровождением, и предлагает детям исполнить ее всем вместе. По ходу игры кукла просыпается, и дети снова ей поют колыбельную.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Конспект занятия по экологии «Все о почве» «Знакомство с подземным царством». Тема: «Все о почве». Цели и задачи: дать первоначальное представление о почве как компоненте природы.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод матричного анализа И. А. Истомина как основа для развития идей К. Орфа на русской национальной почве
Опубликовано: 18 июня 2021 в 15:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод матричного анализа И. А. Истомина как основа для развития идей К. Орфа на русской национальной почве» (включая файлы) размещена пользователем Муштакова Ирина (УИ 1641694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД