светлана морозова
Метод исследований на занятиях с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Затрагивая тему обучения детей с ОВЗ необходимо отметить применение особых методов обучения. Если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении со взрослыми и при этом активно работают механизмы его саморазвития, то при ограниченных возможностях здоровья каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния. В силу присущих им особенностей дети зачастую оказываются не готовыми к обучению в школе. В связи с этим возникает необходимость оказывать им специфическую и многогранную помощь. Чем раньше ребенок получает такую помощь, тем эффективнее оказывается ее результат. Качество образования должно оказаться в личностных чертах ребёнка, которые не только существуют от природы, но и формируются, и развиваются в образовательных процессах. Повышается роль воспитания личности. Достижение необходимого и достаточного качества немыслимо без воспитательного составного образования.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Концепцией модернизации российского образования предусмотрена разработка рабочей общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, соответствующая федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и различным видам ДОУ. Основные целевые психолого-педагогические установки такой программы являются основой для разработки и введения в образовательную деятельность детей вариативных методов обучения.
Новые федеральные государственные стандарты определяют портрет ребенка готового к непрерывному обучению это ребенок любознательный, коммуникативный, имеющий творческое самовыражение, умеющий самостоятельно добывать и применять знания на практике. Исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно добывать и применять знания и умения на практике.
Однако представления детей с ОВЗ об основных свойствах и отношениях объективного мира часто неопределенны, не совсем отчётливы и глобальны, поэтому встречается интеллектуальная пассивность и отсутствие интеллектуальных впечатлений, и интересов ребенка. В связи с этим на первый план в специальном (коррекционном) учреждении выдвигаются новые приоритеты целей обучения – это формирование у дошкольников с особыми образовательными потребностями качеств необходимых для овладения учебной деятельностью развивающейся в процессе саморазвития.
Опыт работы показывает что, применение метода исследований на занятиях с детьми с ОВЗ дает возможность детям мобилизовать свои силы в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей в преобразовании опыта. В этой деятельности определяющим качеством является создание условий не только для накопления элементарных знаний и умений, но и для формирования процессов саморазвития. При её реализации ребенок из объекта учебно-воспитательного воздействия становится субъектом собственной деятельности.
Для этого в образовательную деятельность детей вводиться поэтапная реализация познавательно – исследовательской деятельности.
1. Этап - Создание условий для использования исследований, к которым применяется ряд требований прописанных в буклетах. Приложение № 1
Цель создания исследовательской среды : стимулирование самостоятельной исследовательской деятельности ребёнка, создание оптимальных условий для активизации хода процессов саморазвития.
2. Этап - Разработка видов исследований в соответствии с тематическим планом образовательной программы.
Цель, которых является распределение содержания разделов, в соответствии с программными задачами образовательной программы ДОУ по разделу «Ознакомление с окружающим». При составлении видов исследований руководствовалась литературой: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты эксперименты для дошкольников. Уровень познавательного развития у детей на определённом этапе возраста различный, и это требует гибкого проектирования содержания тематики занятий, чтобы заинтересовать и сделать успешными для детей. Поэтому практическая работа применяется по возрастным группам детей. В младшей - информационный блок. В средних и старших - блок преобразования. В подготовительной – действенно - мыслительный блок.
3. Этап - Введение исследований в образовательную деятельность детей
Цель, которых помочь ребёнку получить первоначальные представления об окружающем мире с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности. Применяя метод исследований на занятиях, педагог учит детей получать и использовать информацию и переносить свои знания и приобретенный опыт на другие виды деятельности (что в первую очередь страдает у детей с ОВЗ). У них формируется способность замечать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира. Самостоятельно выявлять несложные проблемы, проводить наблюдения, делать на их основе суждения и умозаключения которые основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации. При проведении исследований соблюдались не сложные правила, прописанные в буклете. Приложение № 3
Практическая значимость проводимой работы с детьми по развитию активности в познавательно – исследовательской деятельности заключается в том, что она может не ограничиваться конкретно отведёнными занятиями временем и местом.
И иметь различные формы взаимодействия. Несложные общие правила проведения занятий, очень доступны и могут быть использованы во всех видах детской деятельности с любым педагогом и в любое время в режиме дня дошкольника. Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально, но и в группах. Эта работа очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития. В этом случае, конечно, возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем и дополнительные образовательные и воспитательные возможности.
Только объединив теоретические сведения и практические наработки, можно полноценно достигнуть поставленной цели, разобраться, в сущности, и структуре познавательного интереса детей с ОВЗ. В процессе исследовательской деятельности у детей формируются процессы саморазвития, что даёт предпосылки к интеллектуальным возможностям, а следственно развивает сообразительность, пытливость ума, критичность и самостоятельность и ведет к достижению целевых ориентиров ФГОС
Литература
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 192 с.
2. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н П. Ребё нок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под. ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
3. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. А. И. Савенков. – Самара: издательство «Учебная литература», 2004. – 32 с.
4. Китаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб, для студ. высш. учеб, заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
5. Возрастная психология: Курс лекций / Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардин, Н. В. Лаврова. - М. : Просвещение,1965.-295с.
6. Дощицена З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. М. ,1994г.
7 Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. М., 2007.
8. Поддъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
9. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С. 4-12.
10. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
11. Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково–познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С. 60-64.
12. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С. 13-16.
13. Морозова Н. Г. Учителю о Познавательном интересе. М. : Значение, серия Педагогика и психология»,1979 №2
14. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.
15. Поддъяков. Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с. 6.
16. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
17. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М. : АРКТИ, 2004 г