Тамара фуринова
Консультация «Кейс-технология в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кейс – технологии
как один из инновационных методов образовательной среды»
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Рассмотрим кейс – метод.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Публикация «Консультация „Кейс-технология в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
Главное предназначение кейсов – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности воспитанников по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Главный акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество воспитателя и воспитанника. Кейс-технологии относятся к интерактивным формам обучения.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Кейс – это описание реальной ситуации
Кейс – это «кусочек» реальной жизни
Кейс – это события реально произошедшие в той или иной сфере деятельности
Кейс – это «моментальный снимок реальности», «фотография действительности»
Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии.
Детям предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
При работе с конкретной ситуацией происходит погружение ребенка в определённые обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и её сути.
Этот метод может без проблем быть соединён с другими методами обучения.
Метод выступает как технология коллективного обучения. Интегрирует в себя технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального формирования личностных качеств обучаемого.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
1. Максимальное предоставление свободы в обучении (выбор преподавателя, дисциплин, фомы обучения, типа задач и способа их выполнения).
2. Достаточное количество наглядных материалов (статьи в печати, видео, аудио, CD-диски)
3. концентрация на основных положениях (не загружать большим объёмом теории)
4. Доступность в любое время
5. Формирование у детей навыков умения работать с информацией.
6. Акцент на развитии сильных сторон ребенка
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:
1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме, изложенный с той или иной степенью детальности);
3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т. п.).
На своих уроках кейс-технологии мы применяем при изучении новых тем, на повторительно-обобщающих уроках.
Работа ребенка с кейсом
1 этап: знакомство с ситуацией, её особенностями
2 этап: выделение основной проблемы, персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию
3 этап: предложение концепций или тем для мозгового штурма
4 этап: анализ последствий принятия того или иного решения
5 этап: решение кейса – одного или нескольких вариантов последовательности действий
Действия воспитателя
создание кейса или использование уже имеющегося
распределение детей по малым группам
знакомство детей с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий
организация работы в группах
работа с кейсом
организация презентации решений в группах
обобщающее выступление
оценивание
ХОРОШИЙ КЕЙС
рассказывает
вызывает интерес
вызывает чувство сопереживания
включает цитаты из источников
содержит проблемы
требует высокой оценки принятых решений
ИСТОЧНИКИ КЕЙСОВ
реальная жизненная ситуация
Художественная и публицистическая литература
СМИ
Статистические материалы
Анализ научных статей, монографий и научных отчётов
Интернет
=
Освоение речевого этикета детьми дошкольного возраста посредством рассматриваемого метода
Стоит напомнить, что речевой этикет – это ряд правил речевого поведения, которые определяются взаимоотношениями говорящих, исходя из обстановки общения. Он включает в себя: обращение, приветствие, знакомство, привлечение внимания, просьбу, приглашение, отказ, согласие, жалобу, извинение, сочувствие, поздравление, неодобрение, благодарность, прощение, прочее.
Формирование его навыков выступает неотъемлемой частью общей работы в отношении развития детской речи. Главное направление деятельности – обогащение речи словами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении. Внедрение в речь дошкольников ряда этикетных слов и обогащает активный словарь, и воспитывает внимательность в употреблении данных форм, выражений, помогает подбирать уместные языковые средства в конкретной ситуации.
Кейс-технологии в дошкольном образовании позволяют сформировать все 3 главных компонента речевого этикета:
1. Овладение различными вариантами формул.
2. Более подробное их «развертывание».
3. Сопровождение формул доброжелательной интонацией, приветливой мимикой.
Кейс-ситуация – кейс, в рамках которого описана конкретная ситуация, сформулирована проблема, предложено найти путь ее решения. Дошкольники после ознакомления с проблемой самостоятельно проводят анализ ситуации, затем диагностируют проблему, озвучивают идеи, решения в ходе общения со сверстниками.
Методы кейс-технологии
Их шесть:
• метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
• игровое проектирование ( процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
• метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
• ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
• кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
• метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).