Ирина Харламова
Примерная рабочая программа кружка «Я — юный метеоролог» в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Я — юный метеоролог
В Федеральном государственном образовательном Стандарте (ФГОС) указано: «основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность…». И в таком случае задачей школы становится создание целостного образовательного пространства, объединяющего в себе как урочную, так и внеурочные формы деятельности учащихся.
Кружок – одна из самых распространенных форм внеурочной работы по географии.
Публикация «Примерная рабочая программа кружка „Я — юный метеоролог“ в 6 классе» размещена в разделах
- Погода и природные явления
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Юный метеоролог. Программа кружка
- Темочки
В организационной структуре внеурочной деятельности школьников кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с утвержденной программой кружка. В содержании программы предусматриваются рациональное распределение учебного материала темы по занятиям, формы и методы ведения занятий применение наглядных пособий и технических средств обучения, домашнее задание учащимся (если это нужно, рекомендуемая литература по теме.
Примерная рабочая программа кружка «Я – юный Метеоролог»
Класс 6
Количество часов по программе – 24
Пояснительная записка
Кружок «Метеоролог» ориентирован на учащихся 6-ых классов, которые уже изучили на уроках географии раздел «Атмосфера» и выразили интерес к его содержанию, то есть хотели бы знать больше о погоде и метеорологических наблюдениях, научиться «предсказывать» погоду.
Цель кружка – создание условий для индивидуального развития учащихся в указанной сфере познавательных интересов.
Задачи кружка :
предметные:
1) показать возможности применения знаний и умений, приобретенных на уроках географии при изучении раздела «Атмосфера», для решения практических задач;
2) сформировать навыки работы с метеорологическими приборами;
3) научить устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды и на этой основе прогнозировать её изменения;
4) познакомить учащихся с профессией метеоролога;
метапредметные:
1) приобщить учащихся к участию в исследовательской и проектной деятельности;
2) развивать у детей субъективно новые способы познавательной деятельности, связанные с проведением самостоятельных наблюдений, получением, обработкой и анализом полученной информации;
3) формировать навыки регулятивной деятельности (ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной задачей);
личностные:
1) укрепить познавательные мотивы к овладению знаниями об окружающей среде,
2) развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Основным планируемым результатом работы кружка должно стать формирование инициативной группы обучающихся, которые в дальнейшем (в 7-8 классах) будут работать в постоянной сети наблюдений за состоянием атмосферы на школьной метеостанции (метеоплощадке).
Основной формой организации деятельности учащихся на занятиях кружка является групповая, реже – индивидуальная работа.
Занятия организуются таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, при этом 2/3 учебного времени отводится практической работе. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
При реализации программы предусматривается использование следующих основных педагогических подходов, методик и технологий:
- эвристическая беседа;
- наблюдение;
- моделирование;
- исследовательская деятельность;
- прогнозная деятельность;
- проектная деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированный подход;
- здоровьесбережение.
Материально-техническое обеспечение: данная программа может быть реализована на базе как автоматической метеостанции, так и стандартной метеоплощадки в школе. На занятиях используется следующий набор метеорологических приборов : термометр, психрометр, барометр-анероид, флюгер, анемометр, осадкомер.
Целесообразно проведение 12 занятий по 2 часа, всего 24 часа.
Освоив программу, учащиеся должны знать, что такое погода и её элементы; какие взаимосвязи существуют между элементами погоды; как осуществляются метеорологические наблюдения; как осуществляется прогноз погоды; как погода влияет на разные стороны жизни человека; устройство и назначение термометра, барометра, флюгера, анемометра, гигрометра, осадкомера.
Учащиеся должны уметь проводить самостоятельные метеорологические наблюдения и измерения с помощью метеорологических приборов, фиксировать их результаты, обобщать и делать выводы; читать синоптическую карту и делать выводы по ней; составлять элементарный краткосрочный прогноз погоды;
Учащиеся должны владеть навыками исследовательской и проектной деятельности; регулятивной деятельности, позитивного общения, взаимодействия и сотрудничества в рамках совместного решения поставленных задач.
Кружок является начальной ступенью развития знаний и умений учащихся по теме «Атмосфера и климат». В дальнейшем сохранившие мотивацию учащиеся могут влиться в регулярную работу на школьной метеостанции (метеоплощадке) и принимать участие в более сложных исследовательских проектах.