Елена Богатырева
Использование педагогического анализа в работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель управления – достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, необходимо чётко знать положение дел. А это возможно только на основе всестороннего анализа разных сторон деятельности ДОУ.
В современной теории менеджмента выделяют различные технологии анализа.
Одним из наиболее значимых является ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Публикация «Использование педагогического анализа в работе ДОУ» размещена в разделах
Педагогический анализ информации предусматривает изучение обоснованности и применение различных способов, средств для достижения поставленных перед ДОУ целей, объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку мер по переводу ДОУ в новое качественное состояние. Чётко организованная система анализа позволяет планомерно и оперативно управлять образовательным процессом в детском саду, оценивать уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, развития детей. Но создать такую систему непросто.
В современной литературе недостаточно освещаются вопросы педагогического наблюдения и анализа работы воспитателей с детьми, не разработана единая терминология и технология этого процесса, т. к. анализ, как самостоятельная функция, выделена сравнительно недавно.
Анализ организации педагогического процесса в ДОУ осуществляем по нескольким направлениям: эпизодический, тематический и итоговый.
ЭПИЗОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Под эпизодическим мы, соглашаясь с А. Н. Троян, понимаем анализ отдельных компонентов, эпизодов педагогического процесса, ограниченных во времени режимом дня и доступных разовому наблюдению, т. е. занятий и режимных моментов.
Аналитическая работа в ДОУ ведётся по годовому плану. Каждый педагогический анализ состоит из 4-х этапов.
I этап – предварительный, в ходе которого мы ставим цель анализа, собираем необходимую для анализа информацию, даём ей предварительную оценку. Практика показывает, что при осуществлении педанализа целесообразно применять различного рода схемы, вопросники, памятки, хронокарты, анкеты, помогающие в сборе и фиксации наблюдаемой и анализируемой информации. Нами составлена картотека схем анализа образовательного процесса.
2 этап – даем характеристику элементов и оценку каждого элемента анализируемого процесса.
3 этап – характеризуем взаимосвязь элементов.
4 этап – определяем причины положительного или отрицательного результатов.
5 этап – завершающий, даем общую оценку анализируемого момента, делаем выводы и конкретные предложения.
Проследив хронологию эпизодического анализа, отмечаем, что в течение года контролю и анализу подвергаются все стороны образовательной работы с детьми. Об этом же говорят и результаты анкетирования воспитателей.
При подготовке к анализу того или иного эпизода педагогической деятельности обязательно ставим конкретную цель. Цели анализа разные : методика организации того или иного момента, уровень усвоения программы детьми, стиль и взаимоотношения педагога с детьми, эффективность применяемых методов и приемов и т. д. Под эти цели или используем готовые памятки и схемы или разрабатываем сами, если готовых не оказалось.
При анализе занятий часто пользуемся схемой, разработанной Л. М. Денякиной и адаптированной к нашим конкретным условиям, в которой, на наш взгляд, достаточно четко отражены все этапы анализа.
Большое значение придаем организации индивидуальной работы с детьми, как на занятиях, так и в быту. В этой работе учитываем четыре ориентира. Прежде всего – медицинские показатели здоровья ребенка, его психофизические особенности: темперамент и складывающийся на его основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность в поведении непосредственно обуславливаются особенностями нервной системы ребенка и другими врожденными качествами. Учитывается и такой показатель, как темп и общий уровень развития ребенка, его умственные способности и эмоционально-нравственное развитие, а также склонности и интересы ребенка. Но, как показали наблюдения, усилия педагогов в основном направлены на ликвидацию пробелов в знаниях, навыках и умениях малышей. Поэтому при планировании чаще определяется содержание работы и использованные приемы, а конкретная цель, ради которой проводится работа, не указывается. Это говорит о том, что не всегда воспитатели стремятся выяснить причины, вызывающие у детей затруднения в усвоении программы, кроме того, не всегда анализируют результаты педагогических воздействий, то есть добились ли того, чего хотели и какими методами.
Педагогический анализ помогает не только выявить недостатки в работе, но и увидеть лучший опыт. Если в ходе наблюдений были отмечены интересные педагогические находки, проявляемый педагогом интерес к этому виду деятельности, то в результате обсуждения у воспитателя созревает решение начать углубленную работу по определенной теме.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Тематический анализ – это анализ хода реализации одного из разделов образовательной работы с детьми. Например: «Развитие основных движений», «Сенсорное воспитание», «Формирование словаря детей» и т. д.
Сюда включается анализ :
1. программно-методического обеспечения по данному разделу, утвержденного заведующей;
2. планирования образовательной работы;
3. степени усвоения программного материала детьми;
4. уровня теоретических знаний педагогов по данному разделу;
5. взаимодействия с родителями;
6. условий, созданных для жизнедеятельности детей в группе.
ИТОГОВЫЙ АНАЛИЗ
Третий вид педагогического анализа – анализ итогов работы ДОУ за длительный период: за квартал, полугодие, год. Он является непременным условием эффективности работы руководителя, коллектива ДОУ.
К. Ю. Белая выделила три варианта анализа итогов работы :
1. Фундаментальный. Использование формы и содержания самоанализа при подготовке ДОУ к аттестации.
2. Оперативный, в котором оценивается и анализируется качество ежедневной образовательной работы за год.
3. Творческий, когда руководство, коллектив ДОУ разрабатывает собственную модель анализа с учетом цели, концепции, вида, традиций детского сада.
В нашем детском учреждении апробирован оперативный вид итогового анализа, целью которого является - оценить качество педагогического процесса, сформировать аналитическое обоснование для планирования, определить цели и задачи на предстоящий год.
Целью любого анализа является конечный результат. А конечный результат образовательного процесса – это уровень усвоения детьми программы или детской образованности и воспитанности, выраженная оценкой, которая возможна на основе анализа совокупной информации, источниками которой являются:
- точка зрения воспитателей данной группы;
- сведения, полученные от медицинских работников;
- сведения, полученные из бесед с родителями;
- результаты диагностики уровня нервно-психического развития;
- информация, полученная в результате эпизодического анализа заведующей и старшего воспитателя;
- информация о предметно-развивающей среде;
- результаты анализа детской деятельности (рисунки, высказывания, игры);
- планирование образовательной работы с детьми.
Обобщая информацию всех источников, составляем отчет об итогах педагогической работы за год.
При обсуждении итогов посещения групп, при подготовке сообщений на педагогических советах, подведения итогов тематического анализа постоянно используем самоанализ воспитателей. Не всегда этот анализ бывает глубоким и качественным с выделением элементов анализируемого явления, связи между ними, установлением причин выявленных недостатков. Педагоги, как правило, ограничиваются констатацией того, что сделали, поэтому возникла необходимость целенаправленного обучения методике анализа и самоанализа. В годовом плане намечаем ряд мероприятий: консультация для воспитателей «Различные технологии анализа и их роль в улучшении педагогического процесса», разработка педагогами схем анализа, предзащита открытых мероприятий с целью прогнозирования возможных затруднений, решение педагогических задач и т. д.
В нашем ДОУ к различным видам анализа привлекаются и органы коллегиального управления. Так, родители принимают участие в оценке итогов работы ДОУ за учебный год, определении режима популярности среди других детских учреждений микрорайона. На совете педагогов коллегиально дается оценка работы каждой группы по тому или иному вопросу, анализируется работа групп или отдельных педагогов на административном совете, на оперативных совещаниях. Практикуется анализ выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей.
Понимая, что высшего уровня педмастерства могут достичь только те педагоги, которые не испытывают затруднений в анализе своей деятельности, деятельности коллег и воспитанников на основе знаний закономерностей протекания педагогической деятельности и владения способами ее организации и анализа, мы постоянно стремились освоить и теоретический, и практический аспекты анализа и как можно рациональнее использовать эти знания в практике работы.
Список литературы:
1. Богославец А. Организация контроля педагогического процесса - одна из функций руководителя\\Дошкольное воспитание, 1999. - №4.
2. Даскакова Ф. Детский сад: за равновесие свободы и контроля\\Дошкольное воспитание, 1998. - №8.
3. Денякина М. Руководитель детского учреждения – профессия или призвание? Минск, 1997.
4. Детский сад: книга для заведующих\Под ред. Л. П. Тарасовой. – М., 1982.
5. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении – М., 1995.
6. Ильясов Д. Ф. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением в современных условиях - Челябинск, 1999.
7. Калмыкова В. А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в РАЙОНО – М., Просвещение, 1988.
8. Кичапина Л. Педагогический анализ и его влияния на качество воспитательной работы\\Дошкольное воспитание, 1979. - №7.
9. Князева Н. А. Педагогический анализ в системе работы заместителя заведующей ДОУ по учебно-воспитательной работе\\ Дошкольное образование. Челябинск, 1999.
10. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой – Челябинск, 1978.
11. Конаржевский Ю. А. Анализ итогов учебного года – Челябинск, 1978.
12. Михно Т. Система контроля за организацией педагогического процесса\\ Дошкольное воспитание, 1991. - №1.
13. Мохина Н. В. Предварительный контроль в управлении педагогическим процессом ДОУ// Дошкольное образование. Челябинск, 1999.
14. Поздняк Л. В., Лященко Н. И. Управление дошкольным образованием – М., 1999.
15. Поздняк Л. В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением\\ Дошкольное воспитание, 1993. - №1.
16. Троян А. Н. Система педагогического анализа\\ Дошкольное образование. Челябинск, 1999.
17. Троян А. Н. Педагогический анализ индивидуальной работы\\ Дошкольное воспитание, 1981. - №8.
18. Ядэшко В. Учить студентов педанализу\\ Дошкольное воспитание, 1994. - №8.