Лучший педагог года

Проект «Без меры лаптя не сплетёшь»

Рустам Исмагилов
Проект «Без меры лаптя не сплетёшь»
▼ Скачать +Заказ

https://www.maam.ru/users/ismagilovrustam

Проект

Тема проекта :

«Без меры лаптя не сплетёшь

(Математическая секция)

Выполнил:

ученик 3 «Б» класса

ГБОУ СОШ № 3

Исмагилов Рустам.

Руководитель:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 3

Николаева Людмила Александровна.

г. Похвистнево

2014 год

Введение

Тема моей работы «Старинные единицы измерения длины».

Проблема

Данная тема мне показалась актуальной по нескольким причинам:

Публикация «Проект „Без меры лаптя не сплетёшь“» размещена в разделах

- читая литературные произведения, встречаю строки с непонятными для меня словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др. ;

- слышу пословицу или поговорку - не понятен смысл.

Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена?

Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время?

Цель: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена, что они обозначали и почему не используются в настоящее время.

Задачи:

- изучить теоретический материал о мерах длины, которые существовали на Руси, что они обозначали;

- выяснить, что означают пословицы, поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины;

- познакомиться с задачами, в которых встречаются старинные меры длины;

- провести опрос среди знакомых мне людей;

- провести эксперимент с измерением длины;

- подготовить памятку «Старинные меры длины»;

- сделать выводы;

- предположить пути дальнейшего исследования

Гипотеза: Я предполагаю, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.

Методы исследования:

• изучение специальной литературы;

• поиск информации в сети Интернет;

• опрос одноклассников, родителей, учителей;

• эксперимент с измерением длины предметов, используя старинные и современные единицы измерения;

• анализ и обобщение.

Основная часть.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Старинные меры длины в литературных произведениях.

Названия старинных единиц измерения длины я встречал во многих произведениях поэтов и писателей. (Приложение 1).

Старинные меры длины мы часто встречаем не только в стихах и сказках, но и в пословицах и поговорках. Мне не всегда понятен их смысл. (Приложение 2).

1.2 История возникновения мер длины.

С древности, мерой длины и веса всегда был сам человек: насколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т. д.

Первые общегосударственные системы мер возникли очень давно: не менее четырех тысячелетий «тому назад», в Древнем Вавилоне.

Опыт Вавилона и особенно Египта был воспринят и Древним Римом, и Россией, и ее предшественницей — Киевской Русью.

К XVIII веку насчитывалось до 400 различных по величине единиц мер, употребляемых в разных странах. Разнообразие мер затрудняло торговые операции. Поэтому каждое государство стремилось установить единообразные меры для своей страны.

В Древней Руси мерами длины были верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Верста (исконно русское) - первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.

Верста = 1км 076м.

Межевая верста - равная двум верстам.

Межевая верста = 2км 160м.

Сажень - самая распространенная на Руси мера длины.

Простая сажень - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.

Простая сажень = 1м 51см.

Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.

Косая сажень = 2м 13 см.

Саженей было больше десяти, которые применялись при измерении расстояний и в строительстве.

Аршин - мера длины, равная длине вытянутой руки взрослого человека. Аршин = 71см 12 мм.

Было и другое название этой меры - шаг. Счёт производился парами шагов взрослого человека.

Образцом меры длины при определении величины аршина и сажени послужила линейка, принадлежавшая ранее Петру I. На линейке был обозначен полуаршин, равный 36см. По этой полуаршинной мере были изготовлены образцы мер длины.

В 2012 году у линейки был день рождения. Ей исполнилось 223 года.

Локоть - равнялся длине руки от пальцев до локтя. Локоть = 38-48 см.

Ладонь - 1/6 часть локтя. Ладонь = 6-8 см.

Пядь - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении = 19-23 см

Коршок - равен ширине кулака, происходит от слова корх (кулак). Коршок = 9 см.

Вершок — длина верхней части указательного пальца.

Вершок = 4,5 см.

Перст - равен ширине указательного и среднего пальцев. Перст = 2 см.

В России, ещё в XVI и XVII вв. были определены единые для всей страны системы мер.

В 1736 г. были созданы образцовые меры – эталоны.

В 1893 г. в Петербурге была образована Главная палата мер и весов, которую возглавлял до 1907г. великий русский ученый Д. И. Менделеев.

В 1960 г. собралась конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц (русское название СИ) .

С 1963 г. ею пользуются во всех областях науки и техники.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Опрос друзей, одноклассников, учителей, родственников.

Я провел опрос (Приложение3) одноклассников, друзей, родителей, учителей. В нём приняли участие – 38 человек. Одноклассники - 16 человек; друзья и знакомые – 8 человек; родственники -10 человек; учителя -4 человека.

Результаты опроса представлены в таблице. (Приложение 4)

Знакомы с современными мерами длины: 38 человек.

Слышали о старинных мерах длины – 24 человека. Знают их-4 человека!

Область использования результатов моей работы.

Выяснив, что многие знакомы со старинными мерами длины, но не

знают, что они обозначают, я составил памятку «Единицы мер длины» (Приложение 5).

2.2. Эксперимент.

Я решил провести эксперимент и измерить длину своей комнаты с

помощью старинных и современных мер длины.

Решил измерять длину комнаты аршинами. Мы знаем, что аршин имеет и другое название - шаг (измеряли парами шагов). Поэтому измерять стали шагами.

Результаты эксперимента измерения длины комнаты. (Приложение 6)

Произведя вычисления, я выяснил, что длина комнаты имеет различия в вычисленных результатах.

Оказывается, одна и та же единица измерения получилась у всех «измерителей» разной и длина комнаты - разная. Как же тогда измерить, например, длину участка огорода? Ведь получатся разные показатели.

Вспомнилось выражение: «Всяк на свой аршин меряет».

Заключение.

В ходе эксперимента пришёл к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются неточными, они неудобны для измерений.

• Выяснил, какие меры длины существовали в старинные времена и все они были связаны с частями тела человека;

• Выяснил, что в литературе встречается немало названий старинных мер длины;

• Выяснил, что означают пословицы, поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины;

• Познакомился с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовал их решать;

Провёл опрос и эксперимент с измерением длины среди знакомых мне людей;

Подготовил памятку «Старинные меры длины»;

Сделал выводы и предположил пути дальнейшего исследования.

Гипотеза.

Выполнив все задачи моего исследования, можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.

В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие, сохранились, в основном, в виде пословиц

и поговорок.

Перспектива моей дальнейшей деятельности:

-узнав много полезного и интересного, поделиться с друзьями;

-продолжить решать задачки со старинными единицами длины;

- изучить другие старинные меры.

Список литературы:

1. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. - М. : Эксмо, 2007;

2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - М. : Норинт, 2000;

3. Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи. - М. : Наука, Главная редакция физикоматематической литературы, 1988;

4. Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.

5. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В. П. Аникина. - М. : Художественная литература, 1988;

6. Савенков А. И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2004;

7. Старинные русские МЕРЫ длины, веса, объёма и площади.

https: //mer.kakras.ru/

8. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М. : Альта-Принт, 2007;

9. Энциклопедический словарь юного математика/ А. П. Савин. — М. : Педагогика-Пресс, 1999;

10. Я познаю мир: Математика: Детская энциклопедия/Авт. -сост. А. П. Савин и др. - М. : Издательство АСТ.

Приложение 8.

Задачи со старинными мерами длины.

Из Москвы в Вологду.

Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своём совершать во всякий день по 40 вёрст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему проходить в день по 45 вёрст. На какой день второй человек догонит первого?

(На 8 день)

Приложение 1

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

На огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег. навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.»

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком,

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

П. П. Ершов «Конёк-горбунок»

Да еще рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

С. Я. Маршак «Сказка про козла»

Эй, не плачьте, баба с дедом!

Накормлю я вас обедом,

Испеку пирог грибной

В два аршина шириной.

«Былина об Илье Муромце»

Да отъехал-де ведь старый за три поприща,

Да по-русски-то сказать, да за три верстоньки.

H. А. Некрасов «Крестьянские дети»

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах., а сам с ноготок!

Приложение 2.

Пословицы, поговорки. Значение.

Слышно за версту. Разговаривать очень громко.

За семь вёрст киселя хлебать. Добираться куда-то без особой надобности.

Коломенская верста. Шутливое прозвище для высокого человека.

От слова до дела - целая верста. Задумка сделать что-либо, да все не приступаешь к работе.

На версту отстанешь - на десять догоняешь. Отставание трудно преодолеть.

Для милого дружка семь вёрст не околица. Любовь не знает преград.

Семь вёрст до небес, и всё лесом. Очень далеко.

Мерить версты. Долго ходить, находиться в пути.

Косая сажень в плечах. Говорят о сильном человеке, богатыре.

Полено к полену - сажень. Накопление богатства разумной экономией.

Всяк на свой аршин меряет. Оценивать на свой вкус.

Общим аршином мерить. Относиться ко всему как к обычным явлениям.

Писать аршинными буквами. Писать очень крупно.

Проглотить аршин. Говорят о человеке, который держится неестественно прямо, «натянут как струна».

Видеть на три аршина под землёй. Говорят о внимательном человеке, от которого ничего невозможно утаить.

Аршин с шапкой. Говорят о человеке невысокого роста.

Аршин на кафтан, два на заплаты. Говорят о том, что починка вещи станет дороже покупки новой.

Семь аршин говядины, да три фунта лени. Говорят о чём-то бессмысленном.

Рукой подать. Находиться на близком расстоянии.

Из омута в ад - как рукой подать. Находиться на близком расстоянии.

Расстояние на бросок камня. Находиться на близком расстоянии.

Не продвинуться ни на шаг. Дело не продвинулось с места.

На шаг от беды. Очень близко от плохого.

Идти мерными шагами. Равномерно идти.

Публикации по теме:

Презентации в блогах коллег 2 Презентации в блогах коллег - 2 В блоге Галины Ивакиной [hide]Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста Презентация опыта работы.

Презентации в блогах коллег 3 Презентации для педагогов в блогах коллег 3 В блоге Елены Ивановой [hide]Презентация кружка мягкой игрушки Тула - город с старинным прошлым[/hide].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Без меры лаптя не сплетёшь»
Опубликовано: 23 марта 2015 в 20:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Без меры лаптя не сплетёшь»» (включая файлы) размещена пользователем Рустам Исмагилов в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД