ТАНЯ ЛИСИЕНКО
Мероприятие по профориентации «Это мой выбор!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект внеклассного мероприятия
Тема: «Профориентация. Это мой выбор!»
Подготовила : Т. В. Лисиенко
Воспитатель.
Цели: расширить знания детей о различных профессиях, побуждать детей к осознанному выбору профессии.
Форма проведения - час общения.
Оформление:
- крупными буквами написать сверху доски тему беседы, так, чтобы справа осталось место для слов «= осознанный выбор профессии»;
- написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация, должность;
Публикация «Мероприятие по профориентации „Это мой выбор!“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
План беседы:
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
II. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
III. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
IV. Мини-лекция «Формула профессии».
V. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
VI. Тестирование.
VII. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Скоро вам всем предстоит выбирать свой жизненный путь. И очень важно не ошибиться в своем выборе. Ведь от вашего выбора зависит многое : и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?
На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Итак, в чем то вы оказались правы, а в чем то и ошиблись. Сейчас,что бы внести ясность, я дам вам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите насколько были близки к истине.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
II. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.)
То же самое происходит и на рынке труда. Профессия, специальность, квалификация, все это человек продает на рынке труда. В зависимости от времени одни профессии становятся более востребованными другие соответственно менее, а третьи вообще уходят в прошлое.
Я предлагаю вам составить рейтинг таких профессий.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
Через пару минут выслушиваем ответы групп.
Примерные списки профессий :
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург, президент, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, трубочист, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно же здесь не все профессии, которые существуют. Их в мире более 50 тысяч. Но выбирая себе профессии мы должны ориентироваться не на весь мир, а на общество, которое нас окружает и на страну,в которой мы живем.
III. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Один педагог, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и интересовался судьбой и дальнейшими успехами своих учеников. При встрече он задавал им вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе.
Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии.
Но как же тогда правильно выбрать профессию?
IV. Мини-лекция «Формула профессии».
Скажите пожалуйста, что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(воспитатель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу, и свои возможности (могу, и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
V. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель.
Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
Классный руководитель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
VI. Тестирование.
Воспитатель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с. (Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности.
VII. Подведение итогов (рефлексия).
Какие чувства остались после мероприятия? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
- Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
- Открыл, что в мире множество профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
Спасибо всем за внимание. Мероприятие окончено. Надеюсь, я хоть немного помогла вам определиться с выбором будущей профессии.