Гульназ Асхадуллина
Занятие «Ментальная арифметика»
▼ Скачать + Заказать документы
КАК НАУЧИТЬСЯ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ?
Ментальная арифметика – это быстрый устный счет в уме при котором у человека задействованы одновременно два полушария головного мозга Чтобы овладеть этой чудо-наукой не нужны новомодные гаджеты Сначала дети учатся считать на абакусе физически и в работе со счетами задействуются обе руки. Это начальный этап по тренировке обоих полушарий головного мозга. Следующий этап — представление образа абакуса в уме и тренировка перекидывания косточек в своем воображении. Именно в момент процесса вычислений на воображаемом абакусе начинают укрепляться нейронные связи между двумя полушариями мозга, правое и левое полушария начинают работать одновременно. Образ абакуса хранится у ребенка в правом полушарии (которое отвечает за образное мышление, а в левом хранятся числа, которые ребенок считает (левое полушарие отвечает за точность и логику). Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а заполняют цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать как гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление.
Публикация «Занятие „Ментальная арифметика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ментальная арифметика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
ПРОСТОЕ СЛОЖЕНИЕ
Главное правило счё та на соробане: «Считать нужно слева направо», что не соответствует привычному нам способу вычисления. Начинать вычисления стоит с чисел, сумма и разность которых даёт не более 9 при сложении и не менее 1 при вычитании. Примеры вроде 1+6, 2+7, 12+24 или 123+432 подойдут на первых порах.
• Начнё м со сложения единиц: для примера 1+2 поднимите на крайней правой спице 1 костяшку вверх, а затем добавьте к ней ещё 2.
• Для примера:12+32. Откладываем в колонке десятков — 1 косточку, в единицах — 2. Затем к 1 костяшке придвигаем 3, к 2 костяшкам единиц ещё 2.
ПРОСТОЕ ВЫЧИТАНИЕ
Изучать вычитание также стоит с простых примеров:
• Рассмотрим вычитание на единицах. Простой пример: 4 - 2 = 2. Из четырёх поднятых костяшек убираем 2 и получаем результат.
• Простой пример с десятками: 24 - 13 = 11. Из столбца десятков убираем 1 костяшку остаётся 1. Переходим к единицам: от 4 костяшек отнимаем 3, у нас остаётся 1 костяшка. Результат готов.
• По тому же принципу работаем с сотнями: 432 - 322 = 110. Из столбца сотен от 4 отнимем 3, из 3 вычтем 2 останется 1, из 2 вычтем 2 — все костяшки из столбца единиц возвращаются в нулевую позицию.
СЛОЖНОЕ СЛОЖЕНИЕ
Пример: 4 + 8 = 12
Как решать?
1. Установите 4 костяшки в столбце единиц.
2. Для 8 костяшек места уже не найдётся.
3. Вспоминаем принцип дополнительных чисел: число 10 даёт наша 8 и цифра 2.
4. Вычтите дополнительную цифру 2 из 4.
5. Добавьте единицу в столбик десятков.
6. Результат — 12.
СЛОЖНОЕ ВЫЧИТАНИЕ
Пример: 12 - 7 = 5.
Как решать?
1. Установите 1 костяшку на столбец с десятками, добавьте 2 к единицам.
2. Вспомните, что 7 — это 10 и 3.
3. Уберите 1 костяшку из столбца десятков.
4. Прибавьте в столбце единиц к 2 костяшкам дополнительные 3. Получается 5 — верните в нулевую позицию нижние костяшки и опустите «небесную».
УМНОЖЕНИЕ
Есть несколько возможных способов умножения на соробане, мы рассмотрим один из самых распространённых.
Обратите внимание: чтобы умножать на соробане, нужно хорошо знать таблицу умножения.
Также необходимо запомнить следующие термины, которые мы рассмотрим на примере a x b = c, где:
a — это множимое;
b — это множитель;
с — произведение.
Пример: 43 x 8 = 344.
Шаг 1
В первом столбце слева устанавливаем множитель — 8, отступаем один столбец и откладываем множимое — 43. Отступаем 2 столбца — с этого столбца начнём записывать результат.
Шаг 2
Умножаем 3 на 8. Результат 24 записываем в 7 и 8 столбцах. Завершая операцию, убираем цифру 3 с доски, сдвинув костяшки вверх.
Шаг 3
Умножьте 4 на 8. Результат 32 запишите следующим образом: 3 в 6 столбец — перед прошлым результатом, а 2 сложите с результатом в 7 столбце, то есть с 2. Три цифры в результате дают ответ — 344.
ДЕЛЕНИЕ
Для деления мы также используем стандартные математические термины a b = c, где:
a — делимое;
b — делитель;
c — частное.
Делимое набирается на спицах в правом конце соробана, делитель — в левом конце. Результат записывается посередине.
Между делимым и делителем рекомендуют оставить минимум 4 пустых столбца для записи результата.
Также существуют правила размещения первой цифры частного:
• Если количество цифр в делителе меньше (или равно) количеству цифр в делимом, расположите первую цифру частного, отступив 2 столбца слева от делимого.
• Если количество цифр в делителе больше, нежели в делимом, начните располагать частное, отступив 1 столбец слева от делимого.
Пример: 72 2
1. Помещаем делитель 2 в левую часть счёт, делимое — 72 — в правую.
2. Делим первое число 7 на 2. Цифра 2 помещается в 7 полностью три раза — поднимаем 3 костяшки в соответствии с правилом №1, отступив 2 столбца влево от делимого.
3. Умножим полученное число 3 на делитель — 2. Результат — 6 — вычтем из первой цифры делимого — 7. Убираем лишние костяшки, остаётся единица.
4. Остаток от делимого — 12 делим на делитель — 2. Полученный результат — 6 помещаем в следующий свободный столбец для записи результата. Получаем в итоге — 36.
Чтобы получить максимальный результат от обучения, следуйте нескольким простым правилам.
Занятия фиксируются в памяти не в момент обучения, а при повторении через определенные временные интервалы. Повторения нужны не только когда мы учим материал, но и тогда когда надо закрепить в памяти пройденное. При повторении заученного материала прочность и длительность его сохранения и многократно возрастают.