Старцева Ольга
Менеджмент инновационных процессов в дошкольном учреждении
▼ Скачать +Заказ
Ольга СТАРЦЕВА
Воспитатель, II дидактическая степень,
ДОУ 161, Улыбка’’, город Кишинёв
МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Актуальность темы обусловлена модернизацией системы дошкольного образования путем внедрения инноваций как одним из методов повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением.
Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, потребовала содержательных перемен во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.
Публикация «Менеджмент инновационных процессов в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.
При изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы управления, но и обновление системы управления требует определенного времени.
Одним из путей повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением является внедрение в практику инноваций. Процесс внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности - это сложный процесс, который предполагает постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологий управления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на качество педагогического процесса.
Инновации в управлении позволяют поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя, развивать органы самоуправления в ДОУ, совершенствовать организационную структуру дошкольного учреждения и т. д., что создает благоприятные условия для профессионального и творческого роста педагогов, влияет на качество учебно-воспитательного процесса, повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения.
Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя отличается от развития инновационных процессов в содержании дошкольного образования, так как требует от самого управленца больших организационных, психологических, физических усилий. Осуществление инновации в управлении встречает более сильное сопротивление, чем инноваций в технологии и содержании образования, поскольку сложившаяся система управления адаптирует инновации под себя, нередко лишая их нового содержания.
Совершенствование управленческой деятельности руководителя детским садом нуждается в поиске научно-обоснованных теоретических положений, методологически выверенных путей, средств, педагогических условий, способствующих эффективности развития инновационных процессов в управлении ДОУ.
Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.
Можно выделить следующие направления развития инновационных процессов в ДОУ :
1. Инновации в управленческой деятельности:
• программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг;
• создание единой программы управления инновационной деятельностью в ДОУ;
• широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием ДОУ;
• разработка Концепции развития ДОУ, Основных общеобразовательных программ ДОУ;
• изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение его новых форм, делегирование контрольных функций;
• создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ;
• развитая система самоуправления за счет создания коллегиальных органов, созданные из числа педагогов-новаторов, совершенствующих деятельность детского сада в единстве управленческого и научно-исследовательского аспектов.
2. Инновации в работе с педагогическими кадрами:
• создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ;
• разработка программы формирования кадрового потенциала;
• разработка педагогами индивидуальных программ педагогического поиска;
• индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
• использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, стажерские площадки, педагогические проекты, использование ИТК-технологий и т. д.);
• самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т. д.);
• обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);
• использование педагогами инновационных авторских технологий;
• дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.
3. Инновации в содержании образования
• адаптация и внедрение новых авторских, дополнительных программ;
• разработка и реализация собственных парциальных программ и педагогических технологий;
• организация дополнительных образовательных услуг.
Сегодня происходит становление науки о педагогических нововведениях. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и др. Одной из тенденций развития инновационных технологий является также включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы человека.
Подготовка воспитателей к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что чем больше будут использоваться педагогические инновации, тем более развиты будут дошкольники и ознакомлены с процессами внедрения инновации руководителями и воспитателями.
На основе теоретического анализа специальной литературы мною были разработаны следующие практические рекомендации к включению педагогов в инновационную деятельность :
1. курсы повышения профессионального мастерства;
2. педсоветы, «круглые столы», дискуссии;
3. деловые игры с генерированием новых педагогических идей;
4. творческая деятельность педагогов в методических объединениях;
5. самостоятельная исследовательско - творческая работа над темой;
6. участие в коллективной экспериментально – исследовательской работе в рамках общей проблемы дошкольного учреждения;
7. постоянное стимулирование и психологический климат в коллективе.