Колядина Марина
Мелодекламация как форма музыкальной деятельности
Мелодекламация как форма музыкальной деятельности.
Мелодекламация
- это синтез поэзии, музыки и движения, помогающий дошкольнику лучше прочувствовать красоту поэтического слова, музыкального материала, а так же реализовать себя через пластику движений. Доказано, что речевая интонационная природа слова во многом сходна с мелодическими интонациями в музыке. Художественное слово помогает детям лучше понять музыку, её содержание, настроение, характер, а пластика движений усиливает эффект, позволяющий воспринять эмоционально данный вид музыкальной деятельности. Подбирая художественно-поэтический материал для авторских мелодекламаций, прежде всего, необходимо помнить, что он должен быть:
Публикация «Мелодекламация как форма музыкальной деятельности» размещена в разделах
- доступным;
- соответствовать возрасту ребенка;
- быть познавательным и интересным;
- содержательным и развивающим;
- эмоционально-насыщенным. [/i]
Создавая авторскую мелодекламацию следует помнить, что музыка прежде всего должна:
- соответствовать поэтическому слогу;
- передавать общее настроение художественного слова;
- представлять собой художественную ценность;
- усиливать эффект восприятия. [/i]
Подбирая движения к авторской мелодекламации очень важно помнить о том, что движения должны быть:
- выразительными, развивающими у детей пластику;
- изобразительными (жесты, мимика, пантомимика);
- понятными, подчеркивать идейную направленность данного музыкального и поэтического материала. [/i]
Особую роль в создании мелодекламаций играют средства выразительности, такие как мелодия, темп, ритм, тембр, регистр, динамика, характер, структура, тесситура, форшлаги, акценты и т. д. Они являются связующим звеном, позволяющим объединить все три вида деятельности в мелодекламацию, что очень важно.
Регулярное использование мелодекламаций способствует развитию ритмической структуры звуковой среды, развивает в детях чувство ритма, музыкальность, эмоциональную компетентность, внимание, память, ассоциативное мышление и воображение.
Во время исполнения мелодекламаций следует учитывать речевое интонирование, артикуляцию, осмысленность речи.
Создавая проекты авторских мелодекламаций, можно сгруппировать их по темам: «Природа и музыка», «Мир волшебных звуков», «Я рисую», «Я и моя семья», «Мир живой природы», «Забавные истории» и др. В практической деятельности использование ИКТ в форме презентаций, видеоклипов, слайдов, позволяют детям более эмоционально воспринять предлагаемый материал авторской мелодекламации.
Использование тонких, грамотно выстроенных и точно прочувствованных моделей мелодекламаций, позволяет получить прекрасный результат. Гармоничное слияние музыки, текста и пластики движений, помогает создать единый художественный образ, подобно мини-сценке или мини-спектаклю.
Мелодекламацию можно представить оригинальным образом с помощью не только презентаций на данную тематику, но и использовать различные предметы-трансформеры: легкие шифоновые шарфики, шуршунчики, цветные верёвочки, шарики, колечки, атласные бантики, цветные ленточки, султанчики и т. д.
Можно условно разделить все авторские мелодекламации по уровням сложности, с учётом возрастных особенностей, опираясь на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.
Мелодекламации можно использовать в музыкальной деятельности как фрагмент занятия, в игровой ситуации воспитателями групп, на праздничных утренниках и развлечениях, дома с родителями, а также в самостоятельной игровой деятельности. Спектр применения мелодекламаций богат и разнообразен, очень важно поощрять детское творчество и инициативность в процессе данной деятельности.
Таким образом, мелодекламация является доступным и эффективным средством развития коммуникативно-личностных качеств и эмоционально-творческих способностей дошкольников.