Анастасия Башмакова
Медиадизайн как новое направление в программе дополнительного образования детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Медиадизайн – многосторонний ресурс, который позволяет детям развиваться в разных направлениях и профессионально определиться в жизни. Медиадизайн в дополнительном школьном образовании занимает отдельное место, обучающиеся имеют огромный приоритет в дальнейшем самоопределении при выборе профессии на пороге студенческой жизни, а также для потенциального работодателя. В работе редакции печатного издания школьников задействованы следующие роли: редактор, корректор, журналист, фотограф, иллюстратор, верстальщик и бильд-редактор. Каждая из них так или иначе связана с процессом вёрстки издания.
Публикация «Медиадизайн как новое направление в программе дополнительного образования детей» размещена в разделах
Ключевые слова: медиадизайн, дополнительное образование, верстка, журналистика, журнал, сми.
Annotation: Media design in additional school education takes a separate place. Students have a huge priority in further self-determination when choosing a profession after school, as well as for a potential employer. In the work of the editorial staff of the printed edition of schoolchildren the following roles are involved: editor, proof-reader, journalist, photographer, illustrator, bild-editor. Each of them is related to the process page-proofs of the edition.
Key words: media design, additional education, page-proofs, journalism, journal, media.
Видоизменяются многие профессии, профессиональная среда совершенствуется и преобразуется с учетом новых технологии и средств коммуникации. Именно поэтому дополнительное образование школьников должно быть своевременным и расширяться с появлением новых профессиональных направлений. В таком случае роль дополнительного образования бесценна, оно помогает школьникам развиваться и идти в ногу со временем.
Дополнительное образование берет на себя большую ответственность и ставит важную задачу – многостороннее развитие личности современного школьника. Оно призвано расширять кругозор, направлено на духовное воспитание и развитие способностей школьника в определенном профессиональном направлении. Главная функция дополнительного образования – «удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей». В XXI веке журналистика видоизменилась, приобрела новые ресурсы и каналы коммуникации. Важной частью журналистики сегодня является визуальная составляющая. Мы будем понимать медиадизайн, с одной стороны, как одну из областей журналистики, которая входит в сферу визуальной журналистики, с другой стороны, будем рассматривать ресурсы медиадизайна, выходящие за рамки журналистики.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности». Одна из функций медиадизайна – развитие и совершенствование профессиональных навыков дизайнера, благодаря этому школьники имеют приоритет при выборе будущей профессии. Техническое знание профессиональных программ – академический минимум, который уже делает школьников профессионально подкованными. Однако в процессе обучения они начинают мыслить шире, видеть любой журналистский материал на полосе газеты или журнала в рамках его композиционно-графической модели. Медиадизайн, в узком смысле, учит размещать материалы на полосах печатного издания, обосновывать выбор каждого элемента верстки, в широком, раскрывает творческий потенциал школьников, прививает эстетический вкус.
Уроки, связанные с медиадизайном отличаются концептуальным подходом к процессу образования, в частности, часто включают работу над проектами. Проектная работа позволяет раскрыть большее количество профессиональных качеств. Во-первых, работа в команде развивает коммуникабельность. Учащиеся распределяют между собой роли редакции, которые строго прописываются и после этого ребята общаются между собой как коллеги, связанные одним делом. Во-вторых, закрепляя за собой роль одного из членов редакции, обучающиеся берут на себя ответственность за какую-то часть общего результата, это не оценка от преподавателя, а ответственность друг перед другом, ответственность иного характера, на порядок выше обычной школьной. «Игра в редакцию» позволяет детям почувствовать себя профессионалами, ощутить обязательства друг перед другом, невыполнение которых ухудшает общий результат и эмоциональный климат в коллективе. Кроме того, проектное занятие подразумевает предварительную дискуссию – обсуждение проекта между учащимися и преподавателем. В процессе активного диалога (преподаватель – ученик, ученик – преподаватель, ученик – ученик) дети «больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь». Диалог повышает уровень знаний, развивает логику мышления и аргументации, а также вырабатывает коммуникативную компетенцию учеников и эмоционально-оценочное отношение.
Примером проектной работы является журнал «А4» («Агентство активных и амбициозных авторов»). Журнал на протяжении нескольких лет издается в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа журналистики» на базе государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга. В декабре 2017 года редакцией было принято решение осуществить редизайн журнала. В течение месяца в формате проектной деятельности, которая включала дискуссии, направленные на поиски лучших вариантов каждого элемента верстки, единственными прежними элементами остались – формат и логотип издания. Представленная проектная работа имеет ряд функций, важных для образования школьников. Прежде всего, развитие индивидуального видения проекта в рамках общей концепции, конструктивное обсуждение, коллективное решение.
Проектная работа «Редизайн печатного издания» в некоторой степени представляет сюжетно-ролевую игру. При подготовке нового номера журнала школьники смогли попробовать себя в роли бильд-редактора, художника-иллюстратора, фоторедактора, шрифтовика, верстальщика. Важным аспектом деятельности является формирование чувства командного духа, которое помогает школьникам не только в работе, но и в жизни в целом.
По мнению Юрия Ивановича Капустина, переход от уже архаичного принципа «знания на всю жизнь» к принципу «знания через всю жизнь» предполагает развитие и совершенствование личности каждого человека на протяжении всей жизни. Кроме того, «технологические знания «стареют» каждые 2-3 года, при этом наблюдается устойчивая положительная динамика этого процесса». Программа медиадизайна помимо классических основ и профессиональных навыков воспитывает в учащихся стремление к совершенствованию и развитию, поиску новых путей решения стандартных задач. Большую роль в рамках программы медиадизайна в связи с большим объёмом информации и большим количеством творческих проектов отводится самообразованию школьников, что воспитывает их к перманентному совершенствованию.
В рамках дополнительного школьного образования программа медиадизайна понимается нами шире, чем просто «дизайн СМИ». Знания и навыки, полученные в рамках программы, будут применимы в разных профессиональных сферах. Технические навыки и творческое мышление позволит получить как журналистское образование, так и успешно реализовывать себя в смежных профессиях: архитектурный дизайнер, шрифтовик или каллиграф, рекламист и PR-менеджер, графический, ландшафтный или веб-дизайнер.
Задачами программы медиадизайна выступают:
- приобретение технических знаний программ;
- активизация командного взаимодействия;
- создание условий для развития профессиональных качеств;
- повышение уровня знаний и расширение кругозора;
- совершенствование системы воспитательной работы;
- формирование эстетического вкуса.
Основные направления деятельности в рамках программы медиадизайна:
- организация проектной деятельности и индивидуальной работы;
- использование инновационных технологий в информационном обучении;
- проектирование процесса обучения с включением новых технологий;
- привлечение специалистов из профессиональной среды для проведения мастер-классов, конференций и семинаров;
- налаживание партнёрских отношений между образовательными учреждениями, молодежными движениями и проектами смежных профессиональных сфер, которые будут способствовать совместному совершенствованию;
- разработка и внедрения системы оценки качества образования.
Спроектируем целенаправленные результаты, полученные в процессе работы по программе медиадизайна:
- эффективное включение новых форм и технологий в область образования;
- регулярное повышение квалификации специалистов в профессиональной сфере;
- формирование системы оценки качества образовательной программы;
- продуктивная инновационная организация информационно-методического аспекта образовательной программы.
Важной проблемой современного дополнительного образования является недооцененность визуальной составляющей журналистики, в частности, медиадизайна. Журналистские объединения учат только писать, это основа, но также важно знакомить учащихся с визуальными составляющими журналистики, поскольку в XXI веке «картинка» играет решающее значение.
Более того, медиадизайн в программе «журналистика дополнительного школьного» образования решает ряд основополагающих задач, а также выполняет важнейшие функции, касающиеся будущего современных школьников. Во-первых, программа медиадизайна направлена на раскрытие творческого потенциала, самовыражение и становление индивидуального видения, визуальное решение дизайнерских задач. Во-вторых, формирование эстетического вкуса и художественной культуры личности. В-третьих, помощь в самоопределении и в выборе будущей профессии. И наконец, развитие профессиональных навыков и качеств, их постоянное совершенствование.
Таким образом, медиадизайн дает современные и своевременные знания, развивает многосторонние навыки. Дополнительное образование по программе медиадизайна – необходимая, полезная база, способствующая получению дальнейшего профессионального образования и престижной работе в сфере журналистики.