Ирина Зырянова
Конспект экологической деятельности в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ПГО «Детский сад № 53»
Составила: воспитатель Зырянова И. В.
28 апреля 2017 года
Конспект экологической деятельности в группе раннего возраста
(2-3 года).
Тема: «Насекомые и червячки весной»
Задачи:
1. Продолжать формировать у малышей представления о явлениях природы;
2. дать элементарные знания о насекомых, о том,отчего пробуждаются
насекомые весной;
Публикация «Конспект экологической деятельности в группе раннего возраста» размещена в разделах
3. учить узнавать игрушечных насекомых: бабочку, жука, паука, кузнечика, червяка, их строение;
4. внимательно рассмотреть с малышами части тела насекомых;
5. формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;
6. активизировать словарь, употребляя в речи названия насекомых;
7. развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук;
8. продолжать развивать сенсорные навыки: закрепить знания четырёх основных цветов - красного, синего, зелёного, жёлтого.
Планируемые результаты. Ребё нок :
-общается в диалоге со взрослым, отвечает на поставленные вопросы, сопровождает речью игровые действия;
-узнаёт и называет насекомых, их части тела, знает, как передвигаются насекомые ;
-слушает звуки природы и песенки и двигается в такт музыке;
-эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;
-играет рядом с другими детьми, не мешая, подражает действиям сверстника;
-различает красный, синий, зелёный, жёлтый цвета.
Методические приё мы :
игра; показ и объяснение действия; совместное с воспитателем выполнение действий; помощь; напоминание; указание; поощрение; художественное слово.
Материалы и оборудование :
«дерево» с листочками – кору имитирует шарф, в складочках которого спрятаны игрушки - «насекомые: жуки, паучки, червячки»,
«земля» - картон чёрного и коричневого цветов, «травка» из картона зелёного цвета; музыкальное сопровождение : детская песенка «Червячки», звуки зимней вьюги, подносы с чистым сухим песком, выложенные из деталей конструктора цветочки на зелёном стебле красного, синего, жёлтого цветов, бабочки из картона на палочках синего, жёлтого, красного цветов, марля белого цвета, «солнышко» из картона жёлтого цвета, «тучка с капельками дождя» из картона синего цвета, связанные из бантиков и ленточек косичкой-большие тряпичные «червячки».
Ход открытой деятельности :
1. Мотивация:
Под звуки зимней вьюги воспитатель приглашает детей в группу.
На столе стоит «Дерево», прикрытое белой марлей, стоят подносы с чистым сухим песком, лежит «земля» из картона, все предметы также накрыты белой марлей.
Воспитатель : Ребята, ветер дует сильный, вьюга воет, кругом снег лежит,
какое это время года (ответы детей) Воспитатель: правильно - зима.
Воспитатель выключает звуки вьюги, достаёт «солнышко». «Ребята, что появилось у нас в группе?» (Ответы детей). Воспитатель: «Правильно ребята, солнышко! А какое оно? (Ответы детей). Молодцы! Солнышко жёлтое, тёплое, весеннее, радостное, посмотрите какое оно доброе, как вам улыбается. Посмотрите как солнышко растопило снег. Ой, ребята, что же мы видим под снегом. Ах, как красиво!»(воспитатель снимает марлю с «дерева», с подносов с песком, с «земли» из картона, дети видят ствол «дерева» с листочками, «земельку» и чистый песочек).
2. Постановка задач:
Воспитатель : «Дети, подойдите к дереву, посмотрите, что на дереве появилось. (Ответы детей). Да, правильно - это же первые листочки зелёненькие выросли.»
Воспитатель : «Ой, малыши, а на дереве ещё кто зашевелился? (воспитатель достаёт из под «коры» дерева игрушечного жука. Кто это?» (Ответы детей).
Воспитатель: Жук в коре устроил дом
И живет отлично в нем.
И под толстою корой
Прячет лапки он зимой.
3. Ход деятельности :
Воспитатель: Правильно ребята, это жук. А почему он появился? Какое время года наступило? А вот ещё жучок, и ещё, и ещё, а вот и паучок, и божья коровка, положите их себе на ладошки, послушайте, как они жжужат, шуршат у вас в ладошках. (Дети с неподдельным интересом вместе с воспитателем достают насекомых из под «коры дерева» (складок шарфа, кладут их себе на ладошки, внимательно рассматривают, вместе с воспитателем «жжужат» как жуки, восторгу малышей нет предела). Дети, и жук, и божья коровка, паучок - кто они? – Воспитатель: «Ребята - это насекомые. Где же всю зиму они прятались от нас? Почему сейчас все повылезли?» (Малыши отвечают).
Воспитатель пальцем двигает тоненькие полоски зелёного картона - «первую зелёную травку» и «цветочки», выдвигая их из под картона чёрного и коричневого цвета. И снова показывает малышам солнышко.
Воспитатель: «Всю холодную зиму жучки и паучки прятались глубоко в земле, под корой деревьев, в песке. Ребята, наступила весна, солнышко ласковое стало сильнее греть землю. Посмотрите, солнышко растопило весь снег, появилась первая травка, первые цветочки, на деревьях появились первые цветочки, вот и проснулись от зимней спячки насекомые, вылезли червячки. Теперь насекомым и червячкам есть что кушать. А едят они травку, кору у дерева, пыльцу на цветочках.»
Воспитатель: «Ребята, есть у жучков глазки?» (Ответы детей) Малыши активно рассматривают игрушечных насекомых, показывают глазки.
Воспитатель: У меня жучок в руке, Интересно посчитать,
Подержу немножко, Тоненькие ножки,
Ой, ё, ёй, щекотно мне, Ой, ё, ёй, не удержать,
И жужжит в ладошке, Разожму ладошки.
«Ребята, а это что у жука (воспитатель показывает на лапки)? (малыши отвечают и показывают). Правильно, это лапки. С помощью лапок, насекомые передвигаются.»
Воспитатель: «Ребята, а где у паучка туловище? (ответы ребят).
Воспитатель: «Малыши, посмотрите, у божьей коровки, у жука, у бабочки есть крылышки-с помощью крылышек что они делают? (Малыши отвечают) Правильно, летают.»
Воспитатель: И жучки, и божья коровка, и паучки - это насекомые. У них есть голова, туловище, лапки. На голове есть глаза, и нос, и рот. Кушают насекомые травку, кору с деревьев, пыльцу на цветочках.
Игра «Дождик, дождик, кап, кап, кап…»
Воспитатель подводит детей к столу, где стоит поднос с чистым песком, достаёт синюю «тучку» с «капельками дождя».
Воспитатель: «Ребята, спряталось наше солнышко, что на небе появилось? (Ответы детей) Правильно - тучка, сейчас пойдёт дождик.» Воспитатель поливает чистый песочек на подносе водой из леечки, тянет за ниточку – вытягивает червячка. «Посмотрите, ребята, кто ещё весной проснулся? Ой, да это червячки! Правда у них нет лапок и крылышек» Малыши с интересом наблюдают.
Воспитатель: «Как сильно любит дождик червячок, покупаться в водичке вылез наш дружок». Воспитатель предлагает малышам полить из леечки ещё песочек, и потянуть за ниточки - вытащить ещё червячков из песочка. Дети с восторгом и с большим интересом дружно вытаскивают за ниточки червячков из песка.
Музыкальная пауза и пальчиковая гимнастика «Червячки»
Воспитатель включает малышам детскую песенку «Червячки» Е. Железновой.
Под мелодию этой песенки, дети с воспитателем выполняют танцевальные движения и пальчиковую гимнастику «Червячки».
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Загибаем пальчики на одной ладошке
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Загибаем пальчики на другой ладошке
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
Каркает: «Вот и обед!»
Раскрываем ладонь, растопыриваем пальцы.
Глядь – а червячков уж нет!
Разводим руки.
На проигрыше малыши танцуют с воспитателем.
Игра на развитие мелкой моторики рук «Найди насекомое».
На двух столах стоят подносы с чистым песком. В песочке спрятаны маленькие игрушки – насекомые. Воспитатель предлагает детям сесть за столы и поискать насекомых. Кто из ребят первый находит игрушку, сразу же её называет. И так по порядку. Малыши находят игрушки, зарывают их снова, снова находят. (Малышей не оторвать от песка с игрушками).
Ребята находят новых насекомых, рассматривают их, отвечают на следующие вопросы воспитателя:
-какое это насекомое; какого цвета (кузнечик – зелёного, божья коровка – красного с чёрными точками)
-сколько у него ножек;
-где голова, рожки (у божьей коровки, жука);
-есть ли крылышки (у божьей коровки, жука, бабочки).
Воспитатель предлагает малышам порисовать на песочке пальчиками-сделать ходы для насекомых-дорожки.
Дидактическая игра «Найди цветочек» на развитие сенсорных навыков.
Воспитатель подводит ребят к следующему столу, где салфеткой накрыты цветочки из конструктора трёх цветов : жёлтого, синего и красного на зелёных стебельках. Воспитатель предлагает малышам взять каждому по одной «бабочке» (бабочки из цветного картона на палочке, тоже трёх основных цветов) и посадить каждую цветную бабочку на цветочек такого же цвета.
Воспитатель предлагает ребятам потанцевать с бабочками- бабочки летают, порхают на «лужайке».
Формулировка выводов, итог и анализ деятельности.
Воспитатель: Дети, кто проснулся и вылез весной из под коры дерева, вылез из глубокого домика из под земли? (Ответы детей) .Правильно, жуки, кузнечик, божья коровка, паучок.
-Почему? (Появилась еда, стало тепло)
-Как они передвигаются? (ползают на тоненьких ножках, а у кого есть крылья – летают :бабочки, жуки, божья коровка; кузнечики прыгают)
Открытость
Воспитатель: Ребята, мы пойдём с вами гулять и понаблюдаем за жучками,
бабочками, червячками на улице. Только чур, не обижать их. Хорошо! (Ответы малышей). А сейчас можно поиграть с большими червячками (воспитатель достаёт тряпичных червяков). Дети с большим удовольствием играют с ними.