Пивнева Ольга
Материнская речь и ее роль в становлении личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.
Публикация «Материнская речь и ее роль в становлении личности ребенка» размещена в разделах
Проблемы влияния развития речи на развитие интеллекта ребенка занимают особое внимание. Насчитывается 32 случая, когда новорожденных малышей выкармливали и растили животные – волки, собаки, пантера. Оказалось, что у детей, которые прожили первые годы своей жизни в животном мире, без речевого общения с людьми, не развивался человеческий интеллект и высшие эмоции. Даже те дети, которых впоследствии вернули в человеческое общество, так и не смогли полностью овладеть речью.
Следовательно, мозг ребенка может развиваться только под влиянием речи людей, которые его окружают с рождения.
Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Павлов, характеризовал способность к усвоению речи и речевую деятельность, как исключительно человеческую способность, связанную с развитием вторичной сигнальной системой, позволяющей абстрагироваться от действительности, делать предположения, обобщения и умозаключения, что стоит в основе нашего человеческого мышления. Впоследствии исследователи подтвердили, что биологическая основа механизмов речевых актов очень сложная и требует дальнейшего углубленного изучения.
Следует отметить, что в основе работы речевой системы детей, которые впервые осваивают речь, лежит продолжительная интенсивная деятельность нервных и мышечных клеток. Овладение речью является для малыша особой формой его деятельности, которая осуществляется благодаря его собственным усилиям и является важнейшим шагом в освоении окружающего мира.
Выдающийся американский лингвист Леонард Блумфилд в книге «Язык» писал, что каждый ребенок, рожденный в определенном коллективе, приобретает соответствующие навыки речи и реакцию на речь в первые же годы своей жизни. Это, безусловно, самый важный интеллектуальный подвиг в жизни человека |1 c. 457|.
Выдающийся педагог К. Ушинский писал, что усваивая родную речь с рождения, ребенок не только учится условным звукам, но и пьёт духовную жизнь из родной груди родного слова. Он указывал, что дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка. Поэтому вся воспитательно-образовательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном материнском языке. |2с. 145-149|
В. Сухомлинский также подчеркивал роль материнской речи в развитии и становлении личности ребенка. Он писал, что только тот может понять разумом и сердцем красоту, величие и могущество Родины, кто воспринял оттенки и вкус родного слова, кто дорожит им, как честью матери, как колыбелью, как добрым именем своей семьи. Человек, который не любит речь родной матери, которому ничего не говорит родное слово – это человек без рода и племени.
«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни народа. Язык есть самая большая и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее поколение народа в одно великое, единое целое. Пока жив язык народный, до тех пор жив народ»|3. с. 173-178|
Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя, членом которой он становится в момент рождения, постоянно общается с людьми, а это, конечно, влияет на рост и проявления его речи. Мы должны организовать его общение как с детьми, так и взрослыми, прежде всего в интересах развития его языка.
Собеседниками ребенка должны быть и дети, и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребенок вращался в среде своих сверстников, чтобы ему были предоставлена широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами и этим путем развивать свою речь.
Духовное и словесное общение детей со взрослыми никоим образом не может заменить товарищеское объединение самих детей, а ведь главным средством такого объединения является язык.
Никогда дети не говорят так много, охотно, непринужденно обо всем том, что им ближе и дороже всего, как в своем детском обществе, при условии, конечно, что это общество спаяно длительным знакомством и общностью интересов. И если такие условия не создаются сами собой в жизни наших детей, нам, взрослым, вменяется в обязанность их создать. Словесное же общение взрослого с ребенком будет преисполнено значения лишь тогда, когда последний видит во взрослом товарища, живущего с ним одними интересами, друга, которого он любит, которому он доверчиво открывает свою душу, свои мысли, чувства и желания.
Исследования ученых по изучению влияния лингвоэкологических принципов на интеллектуальное развитие ребенка в большом промышленном городе дали возможность сделать определенные выводы. Обследованные дети 5-6 лет, имеющие в большинстве случаев почти одинаковые или очень близкие показатели состояния иммунной, сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также содержание в организме тяжелых металлов, имели разные интеллектуальные успехи в подготовке к школе и усвоении учебного материала.
Для выяснения причин этого явления провели опрос родителей по специально разработанной анкете, которая должна была выяснить, в частности, условия воспитания детей в период раннего детства, а также то, какой первой речью заговорил ребенок. Обследованных разделили на 3 группы:
1. Для 32% детей первой речью была родная речь матери;
2. Для 42 % первой речью была родная речь отца, которая не совпадала с речью матери, а значит, не была родной по материнской линии;
3. 27% усвоили первой речь, которая не была родной ни для матери, не для отца, а значит, была для них чужой.
Большинство детей 1 группы (90%) лучше всех усваивали учебную программу и выполняли поставленные перед ними задания. Дети второй группы составили 71%, а третьей -52% тех, кто хорошо успевали.
Полученые результаты имеют важнейшее значение и подтверждают, что развитие интеллекта в раннем возрасте зависит от природных задатков человека. Поэтому выбор первого языка, которым заговорит ваш ребенок, в большей степени определяет развивающую среду ребенка и, прежде всего, влияет на развитие интеллекта и эмоций.
Литература:
1. Блумфилд Л. Под ред. и с предисловием М. М. Глухман. – М. :»Прогресс»,1968.-607с
2. Зверинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. – М. : издательство Московского университета,1973.- 247с
3. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. : В 2 т. -М. :1974.-Т1. Статья «Родное слово».- с. 145-147
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну». - К. : Рад. шк. ,1985.-557с, статья «Родное слово». - с. 173-178
Подготовила воспитатель специалист высшей квалификационной категории
ДОУ №18 «Гнёздышко» г. Алчевск Пивнева О. М.