МААМ-картинки

Материнская речь и ее роль в становлении личности ребенка (1 фото)

Пивнева Ольга
Материнская речь и ее роль в становлении личности ребенка

Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.

Публикация «Материнская речь и ее роль в становлении личности ребенка» размещена в разделах

Проблемы влияния развития речи на развитие интеллекта ребенка занимают особое внимание. Насчитывается 32 случая, когда новорожденных малышей выкармливали и растили животные – волки, собаки, пантера. Оказалось, что у детей, которые прожили первые годы своей жизни в животном мире, без речевого общения с людьми, не развивался человеческий интеллект и высшие эмоции. Даже те дети, которых впоследствии вернули в человеческое общество, так и не смогли полностью овладеть речью.

Следовательно, мозг ребенка может развиваться только под влиянием речи людей, которые его окружают с рождения.

Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Павлов, характеризовал способность к усвоению речи и речевую деятельность, как исключительно человеческую способность, связанную с развитием вторичной сигнальной системой, позволяющей абстрагироваться от действительности, делать предположения, обобщения и умозаключения, что стоит в основе нашего человеческого мышления. Впоследствии исследователи подтвердили, что биологическая основа механизмов речевых актов очень сложная и требует дальнейшего углубленного изучения.

Следует отметить, что в основе работы речевой системы детей, которые впервые осваивают речь, лежит продолжительная интенсивная деятельность нервных и мышечных клеток. Овладение речью является для малыша особой формой его деятельности, которая осуществляется благодаря его собственным усилиям и является важнейшим шагом в освоении окружающего мира.

Выдающийся американский лингвист Леонард Блумфилд в книге «Язык» писал, что каждый ребенок, рожденный в определенном коллективе, приобретает соответствующие навыки речи и реакцию на речь в первые же годы своей жизни. Это, безусловно, самый важный интеллектуальный подвиг в жизни человека |1 c. 457|.

Выдающийся педагог К. Ушинский писал, что усваивая родную речь с рождения, ребенок не только учится условным звукам, но и пьёт духовную жизнь из родной груди родного слова. Он указывал, что дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка. Поэтому вся воспитательно-образовательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном материнском языке. |2с. 145-149|

В. Сухомлинский также подчеркивал роль материнской речи в развитии и становлении личности ребенка. Он писал, что только тот может понять разумом и сердцем красоту, величие и могущество Родины, кто воспринял оттенки и вкус родного слова, кто дорожит им, как честью матери, как колыбелью, как добрым именем своей семьи. Человек, который не любит речь родной матери, которому ничего не говорит родное слово – это человек без рода и племени.

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни народа. Язык есть самая большая и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее поколение народа в одно великое, единое целое. Пока жив язык народный, до тех пор жив народ»|3. с. 173-178|

Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя, членом которой он становится в момент рождения, постоянно общается с людьми, а это, конечно, влияет на рост и проявления его речи. Мы должны организовать его общение как с детьми, так и взрослыми, прежде всего в интересах развития его языка.

Материнская речь и ее роль в становлении личности ребенка

Собеседниками ребенка должны быть и дети, и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребенок вращался в среде своих сверстников, чтобы ему были предоставлена широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами и этим путем развивать свою речь.

Духовное и словесное общение детей со взрослыми никоим образом не может заменить товарищеское объединение самих детей, а ведь главным средством такого объединения является язык.

Никогда дети не говорят так много, охотно, непринужденно обо всем том, что им ближе и дороже всего, как в своем детском обществе, при условии, конечно, что это общество спаяно длительным знакомством и общностью интересов. И если такие условия не создаются сами собой в жизни наших детей, нам, взрослым, вменяется в обязанность их создать. Словесное же общение взрослого с ребенком будет преисполнено значения лишь тогда, когда последний видит во взрослом товарища, живущего с ним одними интересами, друга, которого он любит, которому он доверчиво открывает свою душу, свои мысли, чувства и желания.

Исследования ученых по изучению влияния лингвоэкологических принципов на интеллектуальное развитие ребенка в большом промышленном городе дали возможность сделать определенные выводы. Обследованные дети 5-6 лет, имеющие в большинстве случаев почти одинаковые или очень близкие показатели состояния иммунной, сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также содержание в организме тяжелых металлов, имели разные интеллектуальные успехи в подготовке к школе и усвоении учебного материала.

Для выяснения причин этого явления провели опрос родителей по специально разработанной анкете, которая должна была выяснить, в частности, условия воспитания детей в период раннего детства, а также то, какой первой речью заговорил ребенок. Обследованных разделили на 3 группы:

1. Для 32% детей первой речью была родная речь матери;

2. Для 42 % первой речью была родная речь отца, которая не совпадала с речью матери, а значит, не была родной по материнской линии;

3. 27% усвоили первой речь, которая не была родной ни для матери, не для отца, а значит, была для них чужой.

Большинство детей 1 группы (90%) лучше всех усваивали учебную программу и выполняли поставленные перед ними задания. Дети второй группы составили 71%, а третьей -52% тех, кто хорошо успевали.

Полученые результаты имеют важнейшее значение и подтверждают, что развитие интеллекта в раннем возрасте зависит от природных задатков человека. Поэтому выбор первого языка, которым заговорит ваш ребенок, в большей степени определяет развивающую среду ребенка и, прежде всего, влияет на развитие интеллекта и эмоций.

Литература:

1. Блумфилд Л. Под ред. и с предисловием М. М. Глухман. – М. :»Прогресс»,1968.-607с

2. Зверинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. – М. : издательство Московского университета,1973.- 247с

3. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. : В 2 т. -М. :1974.-Т1. Статья «Родное слово».- с. 145-147

4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну». - К. : Рад. шк. ,1985.-557с, статья «Родное слово». - с. 173-178

Подготовила воспитатель специалист высшей квалификационной категории

ДОУ №18 «Гнёздышко» г. Алчевск Пивнева О. М.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материнская речь и ее роль в становлении личности ребенка
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 14:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материнская речь и ее роль в становлении личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Пивнева Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД