Папки-передвижки

Материалы и рекомендации для написания исторического сочинения на ЕГЭ по истории

Елена Кузнецова
Материалы и рекомендации для написания исторического сочинения на ЕГЭ по истории
▼ Скачать + Заказать документы

Справочные материалы и рекомендации по подготовке к историческому сочинению ЕГЭ по истории. (На основе нового Историко- культурного стандарта)

В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс «История России в мировом контексте», сравнительно-исторический по своему характеру. На профильном уровне основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы. При этом учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии.

Публикация «Материалы и рекомендации для написания исторического сочинения на ЕГЭ по истории» размещена в разделах

Используя содержание Историко - культурного стандарта необходимо сформировать и организовать повторение по полного списка дат и событий, понятий, терминов и исторических личностей для успешной подготовке к историческому сочинению.

Общие рекомендации к историческому сочинению :

— В заданиях второй части принимаются даты и по новому, и по старому стилю.

Но помните: в историческом сочинении лучше не указывать даты вовсе. Наличие дат не оценивается баллами, а ошибка в дате — фактическая.

— В кодификаторе указан полный список дат и событий по всемирной истории. Иных событий/дат в заданиях 1 и 11 не будет.

— Обе роли (К2) в историческом сочинении можно прописывать к одному событию (К1).

— В сочинении в К1 нельзя брать такие обширные события, как "правление кого-то", потому что это не единое событие/явление/процесс.

--- При характеристике роли каждой названной вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат событий, как осмысленные волевые усилия, которые всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной (социальной, а не биологической активности).

Правильные примеры: -Сталин издал Приказ № 227… ;

- Матросов закрыл грудью амбразуру дота…;

- Хрущёв выступил на XX партсъезде…. ;

Пример ошибки: - Жуков командовал фронтом…;

- Сталин руководил страной….;

- Ленин заботился о рабочих …

Ниже приведены материалы для организации работы для подготовки к написанию исторического сочинения.

Понятия и термины:

1. Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне.

Балты. Финно-угры. Русь. Подсечно-огневая система земледелия. Город. Село. Дань,

полюдье, гривна. Князь, вече, посадник. Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье.

Крестьяне. Люди, смерды, закупы, холопы. Традиционные верования, христианство,

православие, ислам, иудаизм. Монастырь. Митрополит. Автокефалия (церковная).

Десятина.

Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика.

Летопись. Жития. Берестяные грамоты. Былины.

Орда. Курултай, баскак, ярлык. Десятник. Военные монашеские Ордена.

Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Герб.

2. Местничество. «Избранная рада». Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия.

Земские соборы. Приказы. Опричнина. Заповедные лета. Урочные лета. Крепостное

право. Соборное уложение. Казачество. Гетман. Засечная черта. Самозванство. Посад.

Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового

(иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.

3. Понятия и термины: Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия.

Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские

наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах.

Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. «Кондиции». «Бироновщина».

«Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).

4. Понятия и термины: Модернизация, индустриализация, рабочий класс,

стачка, урбанизация, самодержавие, бюрократия, славянофильство, западничество, теория официальной

народности, разночинцы, народничество, нигилизм, либерализм, консерватизм, социализм, радикализм, анархизм, марксизм, РСДРП, большевики и меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры, кадеты

(конституционные демократы, октябристы, Советы рабочих депутатов, национализм, нация, многопартийность, Государственная Дума, конституционализм, парламентаризм, монархизм, революция, классицизм, ампир, романтизм, символизм, футуризм, акмеизм, кубизм.

5. Понятия и термины: Временное правительство, «двоевластие», Поместный собор,

Советская власть, Учредительное собрание, национализация промышленности, «черный передел» земли, Российская коммунистическая партия (большевиков) - РКП (б, диктатура пролетариата, классовая борьба, ВЦИК Советов, Совнарком, ВСНХ, ВЧК, политика «военного коммунизма», Декрет о земле, Декрет о мире, Красная гвардия, рабочий контроль, продразверстка, продотряды, комбеды,

«мешочники», Гражданская война, «красные», «белые», повстанчество, «расказачивание», Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА, Реввоенсовет, Добровольческая армия, КОМУЧ, карточная система, субботник, «чёрный рынок», спекуляция, отделение церкви от государства, первая волна эмиграции, «Окна сатиры РОСТА», большевистский план монументальной пропаганды, план

Государственной электрификации России (ГОЭЛРО).

6. Понятия и термины: нэп, нэпман, «червонец», «лишенцы», «антоновщина», трудармия, продналог, хозрасчёт, трест, синдикат, концессия, пятилетка, коммуна, кооперация, коммунистические субботники, ТОЗ, изба-читальня, наркомат, кулаки, бедняки, середняки, номенклатура, ликбез, рабфак, комсомол, пионерия, Коминтерн, Пролеткульт, социальные «лифты», обновленчество, «комчванство», «выдвиженцы», Союз воинствующих безбожников, эмансипация женщин, Комакадемия.

«Великий перелом», сталинская диктатура, культ личности, советская индустриализация, коллективизация, культурная революция, рабселькоры, многотиражные газеты, урбанизация, колхоз,

совхоз, МТС, трудодень, раскулачивание, спецпоселенцы, ОСОАВИАХИМ, «челюскинцы», враг

народа, социалистическое соревнование, ударники, стахановцы, массовые репрессии, НКВД,

ГУЛАГ, освоение Арктики, социалистический реализм, коммунальный быт, барак, карточная система

снабжения, паспортная система, система коллективной безопасности в Европе, советско-германский договор о ненападении.

7. Понятия и термины: антигитлеровская коалиция, антифашистское подполье, генеральный план «Ост», план «Барбаросса», блицкриг, ГКО, блокада, Тегеранская конференция, Ялтинская конференция, Потсдамская конференция, Брестская крепость, оккупация, партизанские отряды, освободительная миссия Красной Армии, перелом в войне, приказ № 227 («Ни шагу назад!», депортация,

эвакуация, коллаборационизм, «власовцы», концлагеря, Холокост, ленд-лиз, народное ополчение, насильственное переселение, репатриация, второй фронт, капитуляция, Организация Объединенных Наций (ООН, репарации, «Кукрыниксы»

8. Понятия и термины: Репатриация. Репарации. «Лесные братья». «Бандеровцы». Космополитизм.

«Еврейский антифашистский комитет». «Дело врачей». «Ленинградское дело». Атомная бомба. Ядерное оружие. «План Маршалла». «Доктрина Трумэна». «Холодная война». Страны «народной демократии».

Организация объединенных наций (ООН). Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Гонка вооружений. Десталинизация.

Реабилитация. «Оттепель». Целина. БАМ, всесоюзные комсомольские стройки. Совнархозы. Организация Варшавского договора (ОВД). Мировая социалистическая система. Мирное сосуществование государств. Страны «третьего мира». Движение неприсоединения. «Самиздат» и

«тамиздат». Поколение «шестидесятников». Инакомыслие и диссидентское движение. «Хрущевки». Клубы самодеятельной (бардовской) песни. Движение КВН. Стиляги. «Развитой социализм». Скрытая инфляция. Нефтедоллары. Общность людей «советский народ». Косыгинская реформа. Хозрасчет.

Аграрно- промышленный комплекс. Теневая экономика. «Пражская весна». «Застой». Дача.

Товарный дефицит. «Перестройка». «Гласность». «Новое политическое мышление». «Стратегия

ускорения». «Долларовая игла». Общечеловеческие ценности. «Социализм с человеческим лицом».

Антиалкогольная кампания. «Человеческий фактор». Политический плюрализм. Правовое государство.

Разделение властей. Межнациональный конфликт. Титульная нация. Коммерческий банк. Индивидуальная трудовая деятельность. Конверсия оборонных предприятий. Народный депутат. Съезд народных депутатов. Межрегиональная депутатская группа. «План автономизации». «Парад суверенитетов». «Война законов». Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

9. Понятия и термины: рыночная экономика, «шоковая терапия», дефолт, либерализация цен, приватизация, ваучер, залоговый аукцион, Международный валютный фонд (МВФ, Конституционный суд, политико-конституционный кризис, конституционная реформа, федеративный договор, импичмент,

олигархи, «семибанкирщина», вертикаль власти, стабилизационный фонд, «челноки» (челночная

торговля, «финансовые пирамиды», «потребительская корзина», естественная монополия, диверсификация производства, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, исламский

радикализм (фундаментализм, расширение НАТО на Восток, АТЭС, БРИКС, ШОС.

Источники

https://professor-serdyukov.ru/samouch_istory?yclid=3891756630374128232#rec139575167

Публикации по теме:

«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения В своей работе стараюсь большое внимание уделять патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В год 70-летия Великой Победы представляю.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Фотоотчёт «Как мы провели День написания писем Деду Морозу»Фотоотчёт «Как мы провели День написания писем Деду Морозу» Зима –самое сказочное время года, может ещё и потому, что именно зимой к нам приходит самый сказочный праздник –Новый год, время, когда.

Фотоотчёт «Новогодние сочинения учащихся 3–4 классов»Фотоотчёт «Новогодние сочинения учащихся 3–4 классов» В последнюю неделю уходящего года и четверти моим ученикам было предложено написать новогоднее сочинение по одной из тем: 1. "Новогодняя.

Консультация для педагогов о пользе написания писемКонсультация для педагогов о пользе написания писем 23 января - Международный день письма Всё реже и реже мы пишем письма друг другу. Много, слишком много новых технологий пришло на смену.

Мотивация. Материалы рекомендаций для педагогов школы 1. Мотивация учебной деятельности. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то,.

Написание сочинения по прологу «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале» в 8 классе Конспект урока по литратуре. Написание сочинения по прологу. «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале" Цель: Осуществлять поиск необходимой.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Памятка для написания сочинения ЕГЭ - Задание 27. Сочинение по прочитанному тексту. Проблема текста. В своем тексте автор поднимает важную для нашего времени проблему (чего….

Предновогодняя традиция — День написания писем Деду Морозу. ФотоочетПредновогодняя традиция — День написания писем Деду Морозу. Фотоочет Дед Мороз под Новый год Все, что хочешь, принесет. Загадай желанья ты - И исполнятся мечты. Сегодня, четвертого декабря отмечается очень.

Правила написания синквейнаПравила написания синквейна Приём синквейн применяю на различных уроках и их этапах для развития познавательной активности и речи учащихся. Сначало вместе учились составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы и рекомендации для написания исторического сочинения на ЕГЭ по истории
Опубликовано: 2 августа 2020 в 23:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материалы и рекомендации для написания исторического сочинения на ЕГЭ по истории» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузнецова (УИ 1626851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД