Вера Ермакова
Дидактический материал «Палочки Кьюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
В данном пособии предлагается ряд занятий по обучению детей дошкольного возраста математике на материале комплекта цветных палочек (полосок) Кюизенера.
Игры и упражнения представлены в порядке усложнения. Они помогут в игровой форме уточнить представления детей о цвете, длине, ширине, высоте; научат сравнивать и измерять предметы, помогут освоить состав чисел и научиться решать простые арифметические и логические задачи.
Публикация «Дидактический материал „Палочки Кьюизенера“» размещена в разделах
Пособие предназначено для педагогов ДОУ и начальных классов и родителей детей-дошкольников. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Задачи:Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.
Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.
Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.
Развивать умение работать в коллективе.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук,
бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство".
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Основные дидактические задачи
Способы реализации с помощью палочек Кьюизенера (возможные варианты мотивации)
Сенсорное восприятие цвета и размера Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*.
Сравнение по величине, длине,ширине, высоте, форме. Умение видеть закономерность, глазомер. Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т. п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т. п.
Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >,< Строительство лесенок (определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, вверх, вниз от заданной ступеньки и т. п.). Поезд с вагончиками * (сколько вагонов, какой по счету красный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего) и т. п. «Говорящие числа» - озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня».
Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий «Как растут дома?» - многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа.
«Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов»
«Как зверята играли в числа».
Понятия четных и нечётных чисел. Строительство лесенок из четных и нечетных чисел Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел
Использование палочек, как мерки. Речевые умения. Измерение различных предметов, обсуждение результатов.
«Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Сказочные ситуации различной мотивации.
Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение.
Различные задания по расположению палочек относительно друг друга, кодирование карт, схем и т. п.
Игры КВН. Разгадывание кроссвордов. Задавание вопросов друг другу. Создание своих сюжетов.
Развитие творческих способностей, самостоятельности. Придумывание рассказов, сказок.
Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу.
Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т. п.
Поезд из 3-х вагонов: розового, жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде?
Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам. С этими палочками играть с ребенком сплошное удовольствие. Можно из них сооружать различные постройки, выкладывать буквы и рисунки, но главная задача этих палочек - всё-таки математика. Палочки очень яркие и достаточно большого размера, что для детских ручек очень удобно. Так же прилагается учебное пособие с цветными иллюстрациями. Строя лестницы, дети осваивают последовательность палочек по длине, при этом видно как числа увеличиваются последовательно и наоборот уменьшаются (получается обратный счет). А еще с помощью палочек, ребенок хорошо представляет состав числа, например: маленькая белая палочка - это один. Розовая палочка (это двойка) складывается из двух белых палочек (накладываем сверху и ребёнок видит, как получилась цифра два). По такому принципу образуем следующие числа: голубая (тройка) уже образуется двумя способами - розовая палочка плюс белая палочка или на голубую палочку положить три белые единички и т. д. Наверное, это понять тяжело, но поверьте, дети это прекрасно запоминают. Получается ребенок получает информацию зрительно, на слух и еще делает ручками. Игры с ними, у нас всегда проходят на «Ура»!