Дворецкая Наталия Владиславовна
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы по самообразованию
Дворецкой Наталии Владиславовны
воспитателя первой квалификационной категории
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
(2020-2021 учебный год)
г. Нефтекумск
Содержание
Актуальность выбранной темы
Цели. Задачи. Этапы работы по самообразованию
Ожидаемые результаты для детей. Ожидаемые результаты для воспитателя
План работы с родителями
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» размещена в разделах
План работы по самообразованию
Список литературы
Приложение :
Актуальность выбранной темы :
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Этапы работы по самообразованию:
• Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
• Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
• Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
• Представление опыта работы по теме: май 2021г.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание,выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Срок реализации: 1 год (2020-2021 учебный год)
Самореализация:
*Изучение литературы по данной теме.
*Подбор материала по теме.
* Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
*Оформить картотеку пальчиковых игр.
* Написать конспект НОД в 1 младшей группе на тему: «Колобок» по развитию мелкой моторики.
План работы с родителями
Сентябрь
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Октябрь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Ноябрь
Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Январь
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Февраль
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Март
Фотовыставка «Наши с мамой руки»
Апрель
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
План работы по самообразованию
на 2020-2021 учебный год
Дворецкой Наталии Владиславовны
воспитателя первой квалификационной категории
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Работа с детьми
Месяц Содержание Задачи
Сентябрь Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» Упражнять детей в нанизывании колец на стержень.
Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
Самомассаж рук Упражнять детей в поглаживании тыльной и
ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5
пальцев.
Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» Выполнять круговые движения по ладони левой рук
указательным пальцем правой руки, по очереди
загибать все пальчики, кроме большого.
Конструирование «Поезд» Развивать умение сооружать поезд, знакомить с
деталями строительного материала.
Д/и «Оденем куклу на прогулку» Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.
Октябрь Д/и «Чудесный мешочек» Определять на ощупь предметы, развивать
тактильные ощущения.
Пальчиковая гимнастика «Капуста» Упражнять в выполнении различных имитационных
движений.
Перекладывание из одной емкости в другую Формировать умения действовать по указанию
педагога-брать большим и указательным пальцем
фасоль. Развивать гибкость пальцев.
Д/и «Сухой бассейн»» Развивать умения находить мелкие игрушки в
«сухом бассейне».
Д/и «Прищепки» Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами,
сжимать и разжимать ее.
Ноябрь «Пальчиковая гимнастика «Семья» Собирать пальчики в ладошку и разгибать
поочередно, начиная с мизинца.
Подвижная игра «Зарядка» Упражнять детей в выполнении движений,
согласно тексту.
Упражнение «Пуговицы»» Формировать умения детей выкладывать
простейший узор из пуговиц.
Самомассаж «Ручки греем» Развивать умения выполнять движения по внешней
стороне ладони.
Игра» Художник» Развивать умения рисовать с помощью волшебной
палочки или пальчиком.
Декабрь Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» Упражнять в поочередном соединении большого
пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.
Конструирование «Башенка» Привлекать детей к конструированию башенки.
Знакомить с деталями строительного материала.
Д/и «Рисуем на крупе» Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.
Настольная игра «Мозаика» Развивать координацию движений пальцев ведущей
руки.
Подвижная игра «Лохматый пес» Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.
Январь Игра «Веселые упражнения с карандашом» Формировать умения раскатывать карандаш между
ладошками. Улучшать координацию движений кисти,
движения пальцев рук.
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». Упражнять детей выкладывать из счетных палочек
по образцу.
Игра «Лепим снежки» Развивать умения скатывать шарики разного
размера из салфеток.
Графическое упражнение «Проведи дорожку» Формировать умения проводить линию от одной
картинки к другой.
Февраль Д/и «Массажный мячик» Развивать сгибательные и разгибательные мышцы
кистей рук. Отрабатывать слаженность движений
обеих рук.
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» Упражнять детей в поочередном касании пальчиков,
начиная с большого, запоминать названия каждого
из них.
Самомассаж «Добываем огонь» Формировать умения энергично растирать ладони
друг о друга.
Конструирование из палочек «Лесенка» Упражнять детей выкладывать из счетных палочек
по образцу.
Д/и «Уложим куклу спать» Упражнять в закреплении навыков раздевания.
Март Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» Развивать умения детей рисовать пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик.» Формировать умения поочередно разгибать пальчики.
Конструирование «Машина» Развивать умение сооружать машину, знакомить
с деталями строительного материала.
Самомассаж «Стряпаем» Развивать умения имитировать скатывание колобков.
Застегивание и расстегивание пуговиц Формировать умения детей просовывать пуговицу
в большое отверстие.
Апрель Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» Развивать умения правильно держать карандаш.
Конструирование «Дорожка» Развивать умения детей сооружать дорожку,
знакомить с деталями строительного материала.
Игра «Спрячь в ладошке» Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Упражнение «Обведи шаблон» Развивать умения детей левой рукой крепко
прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить
его карандашом.
Упражнение «Фонарики» Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.
Май Игра «Собери бусы» Упражнять детей в нанизывании крупных деталей
на шнурок.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» Формировать умения детей соединять поочередно
пальчики одной ладони с другой, начиная с большого
пальчика.
Игра «Дарики - комарики» Упражнять в соединении большого и указательного
пальцев на обеих руках.
Игра «Где же, где же наши ручки?» Развивать умения подражать движениям взрослого.
Складывание в бутылочку Формировать умения бросать мелкие предметы в
бутылочку, у которой узкое горлышко.
Список литературы:
1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М. :ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Отчет по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Воспитатель: Дворецкая Н. В.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к рисованию и лепке. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В играх наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также речь.
Исходя из этого, я выбрала темой самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Цель моей работы: развить мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Для достижения моей цели поставлены следующие задачи:
– улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с первых дней пребывания детей в группе. Работа началась с выполнения простых упражнений, сопровождаемых стихотворным текстом, не забыла о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку-белобоку», показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Мелкую моторику рук развивают :
• различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
• игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); шнуровки, бусы;
• игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
• насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
• застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание;
• пальчиковый театр и др.
Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
1. пальчиковые игры;
2. игры с предметами;
3. дидактические игры.
4. НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.
5. КОНСТРУИРОВАНИЕ
Итоги работы:
– оформила картотеку дидактических игр;
– дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом (прищепками, крышечками, массажными мячиками);
– создание предметно – развивающей среды : постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия).
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны. В художественном уголке: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.
В театральном уголке: пальчиковый театр.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями была проведены консультации индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш).
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
У детей развита мелкая моторика. Они могут правильно держать ложку, карандаш, кисточку, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности. Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые сказки, стихи, потешки.
Поэтому будет продолжена дальнейшая работа по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Также планирую продолжать работу по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжить работу с родителями, индивидуальную работу с детьми.