Анастасия Сибилева
Материал из опыта работы «Растить детей патриотами»
▼ Скачать + Заказать документы
Растить детей патриотами.
«Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имё н сказать: Россия!
Сильнее всех имён произнести,
Сильнее матери, любви сильнее,
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют».
/А. А. Прокофьев/
В настоящее время как никогда актуальны вопросы патриотического воспитания детей. Как известно, базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Публикация «Материал из опыта работы „Растить детей патриотами“» размещена в разделах
Поэтому неотъемлемой частью воспитания дошкольников является приобщение к истории Родины и духовно-нравственным традициям.
Чувство Родины – самое высокое из всех человеческих чувств. Образ Родины для каждого из нас вполне конкретен. Это место, где мы живем, где родились, где мы росли. На чужбине или в суровый час мы вспоминаем «кусок земли, припавший к трем березам, далёкую дорогу за холмом».
В развалинах фашистского лагеря рабочий немец нашел тетрадку, тетрадка попала в газету, и мир узнал стихи, написанные за колючей проволокой, написанные, может быть, за минуту до смерти.
«Я вернусь ещё к тебе. Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов».
Воспитание чувства патриотизма и отношение к этому можно определить крылатой фразой – «Всё начинается с детства».
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а, живя в селе, постоянно с гордостью рассказывает он гостю о красоте и богатстве своего края?
В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Слово любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, - взрослые передают детям.
Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств, и активную позицию в данном вопросе должны занять мы – педагоги.
Наша работа была построена на комплексном подходе к развитию детей. Цель - развитие личности и гражданина России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины. Составлен перспективный план мероприятий по созданию системы патриотического воспитания.
Анкетирование родителей показало их заинтересованность. Многие сами, по мере возможностей, приобщают детей к истории народа, рассказывают о ветеранах, Дне Победы. Но есть и такие, которые признают важность нравственно – патриотического воспитания, однако сами им не занимаются.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, мы подробно ознакомились с историческим прошлым и настоящим края, городами и станицами Кубани; с достопримечательностями, традициями, обрядами, фольклором, культурным наследием: произведением писателей, поэтов, художников Кубани; уточнили этнографические, краеведческие сведения. Собрали литературу, пособия, рекомендации (для воспитателей); старинные открытки и фото, предметы быта, современные буклеты, наборы фото и др.
Продумали, что целесообразно показать, о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно для данной местности, данного края, что есть только здесь, как и через какие формы работы можно показать связь родного города со всей страной.
При проведении работы по патриотическому воспитанию очень сильным средством воспитания любви к Родине, городу, краю становится художественная литература, искусство.
У нас для детей создано много высокохудожественных произведений разных жанров: стихи, рассказы, очерки.
Но работа по формированию патриотических чувств, происходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.
Необходимость включения семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется наличием особых педагогических возможностей, которые создают благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Родители - не только наши помощники, а равноправные участники формирования детской личности.
Приступая к работе с семьёй по вопросам ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни и воспитания основ патриотических чувств, мы запланировали ознакомление родителей с работой детского сада по этому вопросу, раскрыли им значение семьи в развитии высших нравственных чувств детей, провели поэтапное совместное обсуждение хода и результатов работы.
Ожидаемые результаты, сформированные благодаря проведенной работе, имеют высокий показатель социализированной личности ребенка с активной гражданской позицией, обладающего социально-ценностными нравственными качествами.