наталия ширина
Математическое развитие дошкольников средствами моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое развитие дошкольников средствами моделирования.
В дошкольном образовании формирование элементарных математических представлений у детей направлена, в первую очередь, на получение прочных знаний, умений и навыков. Однако в меньшей степени ориентировано на развитие познавательной активности, и интеллектуальных умений детей, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Математическое развитие дошкольников средствами моделирования» размещена в разделах
Познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания).
Большую роль в развитии познавательного интереса к математике дошкольников играет технология математического моделирования, поскольку их мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью
Моделирование — наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус).
Метод моделирования, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком.
С помощью метода моделирования удается свести изучение сложного к простому, то есть модель может сделать любой объект доступным познанию.
Одно из направлений математического моделирования Плоскостное моделирование.
Плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольника.
«Пифагор» В набор «Головоломка Пифагора» входят два квадрата (большой и маленький, четыре треугольника (два больших и два маленьких) и один параллелограмм.
Вы запомните, ребята, в «Пифагоре» — два квадрата,
Лишь один из них большой, и поменьше есть, другой.
Треугольников — четыре: маленькие и большие,
Одинаковых — по два. Интересная игра!
Есть фигура всем на диво — необычна и красива,
Выучить несложно нам — это параллелограмм!
Цель игры: из нескольких частей, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, сложить определённую форму из заданного набора фигур без наложений. Изобразительные способности игры достаточно велики и позволяют создавать силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдалённо напоминают объекты реальной действительности.
В результате дети учатся анализировать изображения фигур-силуэтов, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы. Решение задач комбинаторного типа способствует развитию подвижности мышления.
«Сложи узор»» (авторский вариант Б. П. Никитина) Для обеспечения развития навыков математического моделирования детей после ознакомления их с моделированием на плоскостном материале логично перейти к материалу, имеющему смешанную ориентацию: с одной стороны — плоскостную (для развития уже имеющихся навыков, с другой — пространственную (для расширения спектра навыков). Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3, 4 — цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Цель игры: моделирование из кубиков узора по заданной схеме.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы.
«Чудо цветик» - ещё одна уникальная игра из серии «Чудо-головоломки». Она совмещает в себе функции головоломки, пространственного конструктора, а также игровой платформы для решения логико-математических задач. Эта яркая красочная «Квадрат Воскобовича» или «Игровой Квадрат».
Эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничения по возрасту. В свободное время дети с удовольствием берут игровой квадрат, складывают фигуры по схемам (у многих детей есть любимые фигуры, придумывают свои, обыгрывают их).
Чудо соты - это развивающее пособие представляет собой деревянную рамку с пятью разноцветными вкладышами, по форме напоминающих соты. Каждая сота состоит из нескольких частей – от 1 до 5 геометрических фигур.
Пространственное моделирование на базе оригами.
Оригами (от японского «ори» — сложить, «ками» — бумага) — искусство складывать из бумаги. Важная особенность оригами — неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. В результате дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (точка, отрезок, угол, сторона, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб; прямой острый, тупой углы; сторона и т. д.). Развивается глазомер детей, мелкая моторика рук, активизируются мыслительные процессы.
«Уникуб» (авторская версия Б. П. Никитина) Рассматривается частный случай разбиения прямоугольного параллелепипеда на единичные кубики с образованием одиннадцати классов. Классификация происходит за счёт раскраски кубиков тремя цветами так, чтобы они были равноправными (в восьми из полученных классов по три одинаково окрашенных кубика, а в трёх – по одному уникально раскрашенному). Собранный «Уникуб» (27 штук) выглядит так: его наружные грани красные, а внутренние грани разъёмов – синие и жёлтые. Сущность игры: создание модели из набора фигур «Уникуба» по цветным изображениям или словесному описанию. Эти универсальные кубики вводят детей в мир трёхмерного пространства. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все – 27 разные, хотя цветов всего три, а граней у кубика – 6. Потом после двойной классификации, оказывается, что кроме единственных, есть 8 триад. Задания в «Уникубе» сложные, требуют затрат времени и сил, их нельзя давать много и на одном занятии (1-2 в зависимости от возможностей ребёнка). Этапы моделирования :
1. Моделирование из кубиков одноцветных дорожек разной длины, выстраивание сериационных рядов из 2 и 3 дорожек, отличающихся по длине.
2. Нахождение одинаковых кубиков.
3. Сложение одноцветного куба по показу педагога и самостоятельно.
4 Классификация множества фигур «Униуба» разными способами.
5. Сложение двухцветного куба шахматной раскраски. 6. Сбор собственной модели из заданного количества кубиков.
Технологии моделирования на плоскостных и пространственных материалах, вызывая живой интерес у детей, развивают их аналитико-синтетические, творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Поэтому знакомство дошкольников с миром математического моделирования на основе применения плоскостных, пространственных технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок является наиболее интересным и увлекательным.