Наталья Ковалевская
Математические сказки для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
при обучение математики в детском саду
«Математические сказки»
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным»
Бориса Паскаль
Публикация «Математические сказки для дошкольников» размещена в разделах
В мир математики ребенок попадает с маленького возраста. А в течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главная из которых - это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.
К проблеме обучения математике дошкольников обращались педагоги и ученые Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.
Специальных пособий они не разработали, а основные свои идеи включили в книги по воспитанию и обучению.
Современные педагоги внесли новые подходы к обучению детей элементам математики. Щербакова Е. И. разработала учебное пособие «Теория и методика математического развития дошкольников». В своем пособии она использовала прогрессивные идеи классической и современной педагогики и психологии по проблемам обучения детей дошкольного возраста элементам математики (Л. А. Венгер, Р. Грин, В. В. Данилова, Е. Дум, Т. И. Ерофеева, Я. А. Коменский, В. К. Котирло, В. Лаксон, А. М. Леушина, М. Монтессори, Н. И. Непомнящая, Н. Н. Поддьяков, А. А. Столяр, Е. И. Тихеева, М. Фидлер, Ф. Фребель и др.).
На современном этапе проблемой математического развития детей занимались Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И. ,. и др. Они считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок - это облегчает процесс обучения и заинтересовывает детей (так как дети дошкольного возраста любят сказки, герои сказок любимы детьми, почти во всех сказках можно найти математическое начало, поэтому и принимается, и усваивается детьми незаметно, и легко).
Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, которая позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Но что же такое математическая сказка, в чем заключаются ее особенности и ценность? Математическая сказка или сказка с математическим содержанием - это сказка, персонажами которой могут быть не только герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто
люди, а так же различные математические понятия : цифры, геометрические формы и фигуры, математические знаки, символы, то есть любые математические понятия. В сюжет такой сказки могут быть введены различные математические представления о форме, величине, времени, количестве, а также отношения величин, правила и так далее. Подобные сказки имеют обязательный приключенческий характер, часто усложнены какими-нибудь математическими проверками, которые необходимо выполнить главному герою вместе с маленькими слушателями. Кроме того, математическое содержание может обозначать определенное правило действия героев сказки. Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. В образах сказки может быть «закодировано» все: любовь, взаимопомощь, ответственность, борьба со злом, жизненный выбор, преодоление себя и многое другое. Тем более математическое начало во многих сказках находится практически на самой поверхности. Для математического развития детей при использовании сказок главный акцент делается не на запоминание новой информации, а на полное её понимание, увлекаясь, дети не замечают, что обучаются, т. е. развитие осуществляется ненавязчиво, непринужденно, незаметно. Включаясь в обсуждение вместе с персонажами сказок, ребенок прилагает все усилия во что бы то ни стало найти пути решения предложенных познавательных задач. При этом он также примеряет на себя образ, поэтому только здесь будут решаться две задачи одновременно: активизация мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т. д.) и эмоционально окрашенное уподобление себя герою.