Марина Фролова
Математические сказки как форма НОД. Математическая сказка о геометрических формах «Гости из Геометрии»
▼ Скачать + Заказать документы
Математические сказки как форма НОД.
Формирование "научного мышления", которое на самом деле в современной культуре является довольно тривиальным, исподволь начинает формироваться с самых ранних этапов развития ребёнка. Ещё с пелёнок мы даём детям ощупывать предметы разной фактуры, формы и расцветки; делая простейший массаж, считаем пальчики, рассказываем сказки, читаем книжки.
Публикация «Математические сказки как форма НОД, Математическая сказка о геометрических формах „Гости из Геометрии“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Обучение для маленького ребенка - это труд, а труд основывается на чувстве долга. Но у детей 4 лет еще не сформировано чувство долга. Основной интерес у маленького ребенка – это игра. Игра это не просто ведущий вид деятельности маленького ребенка. Именно в ней формируются основные психические процессы.
Ценность игровой деятельности заключатся в том, что она влияет и на формирование детского коллектива. В игре ребенок раньше и легче выделяет социальную цель - запомнить и припомнить (З. М. Истомина). В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Развивается способность создавать системы обобщенных образов и мысленно преобразовывать их. В процессе игры формируется воображение, как психологическая основа творчества.
Основным средством формирования познавательных способностей я выбрала сказку. Потому что только сказку или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте.
Во многих сказках на самом деле содержится масса самой настоящей математической информации. Самый известный пример "математической" сказки – это, конечно, «Репка». С помощью этой сказки формируется, например, такое важное представления из матанализа, как «приращение бесконечно малого», или, скажем, философское понятие «о переходе количества в качество».
«Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т. д., но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. «Три медведя» – это вообще математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Про козленка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10.
С любимыми героями сказки ребенок незаметно для себя решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.
Сегодня сказка - один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка. Сказка дарит им необходимую гамму переживаний, создает особое, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Что за жанр – сказка и почему многие ведущие специалисты в области педагогики и психологии придают ей такое огромное значение?
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ о том, чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.
Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры.
Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А. С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Именно «намек», а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев.
Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Она глубоко захватывает волю, чувства, воображение ребенка. В. Г. Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».
Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности.
Используя сказочный сюжет для формирования представлений, навыков, приемов действия и умений, мы пробуждаем у детей интерес не столько к конечному результату, сколько к самому процессу решения возникшей проблемы или сотворению новых образов. Математика требует от детей точного запоминания и оперирования такими абстрактными и непонятными для детей терминами как цифра, знак, размер, цвет; понятиями «больше – меньше» и др. Включая на занятия и в повседневную деятельность сказку, сказочных героев, мы в полной мере используем все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, познавательные способности, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление - все то, что образует творческий и мыслительный потенциал личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени.
Образовательная работа с детьми строится мной с учётом психологических особенностей четырехлетнего возраста.
Внимание – базовый психологический процесс, поэтому о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь. Известный психолог Н. Ф. Добрынин считал, что зачатки произвольного, активного внимания связаны с сознательно – познавательной целью, волевым усилием и возникает только к концу дошкольного возраста. Внимание маленьких детей редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия нового, процесс отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Переход от раннего детства к дошкольному возрасту психологически обусловлен возникновением внутренней позиции. С ее возникновением у ребенка связан переход от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному.
Цель работы: развитие познавательных способностей, творческой активности, формирование умения логически мыслить, решать интеллектуальные задачи.
Систему работы я хочу показать на примере сказки «Гости из Геометрии».
Начинаю рассказывать сказку, дети внимательно слушают. Свой рассказ я сопровождаю иллюстрациями. Дети с удовольствием включаются в решение поставленных задач.
Когда инопланетяне представляются, то дети с интересом отгадывают загадки и дают новые имена героям.
Организуется проблемная ситуация: детям предлагается навести порядок фигур, которые все перемешались между собой. И они быстро, и дружно справляются с поставленной задачей.
После прохождения первого испытания, детям предстоит решить еще одну задачу: необходимо найти предметы похожие на геометрические фигуры. Дети активно стали искать предметы похожие на геометрические фигуры. Поразила одна девочка, которая взяла фигуру овал и долго с ней ходила. Я хотела уже подсказать, но Юля ответила: «Голова». Не поняв, что она имела в виду я переспросила: «Что?», - и она ответила: «Голова, как овал».
Наблюдая за детьми можно сделать следующие выводы. У детей недостаточно развито внимание (многие дети часто отвлекаются, не видят и не выделяют главное, быстро устают, отвлекаются). Это объясняется и возрастом детей, и тем, что дети слабые, часто болеющие, подолгу не посещают детский сад. Они не привыкли к заданиям, требующим сосредоточенности, поэтому быстро теряют интерес даже к той игре, которая только что их интересовала.
Дети показали хорошие результаты в развитии памяти. Зрительная память у детей развита лучше, чем слуховая. Это объясняется тем, что наглядный материал запоминается лучше. С заданием лучше справились те дети, которые проявляли активность при запоминании и группировали картинки, произносили вслух их названия или высказывали вслух свое мнение.
Анализируя уровень развития познавательных способностей, я сделала вывод, что работа со сказкой дала положительные результаты. Оценивая уровень развития внимания, я отметила, что дети стали более внимательные. При выявлении сходства и различия с образцом замечают не только крупные детали, но и мелкие (когда ребята искали предметы, похожие на геометрические фигуры, то трое мальчиков нашли машину: кабина – это квадрат; кузов – прямоугольник, колеса – круг).
Делая выводы, можно сказать, что сказка является эффективным средством для создания интереса на занятиях, формирования творческих способностей в разных видах деятельности и развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.
Благодаря сказке, сказочным героям у детей возрос уровень развития как познавательных способностей, так и личности ребенка в целом. Дети стали более самостоятельные, инициативные, общительные, активные. Это проявляется в различных видах деятельности.
Таким образом, я считаю, что сказка во многом способствует развитию познавательных способностей, формированию детского коллектива и развитию личности каждого ребенка.
Литература
1. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль. : Академия развития, 1997.
2. Лебедев Ю. А. Сказка – как источник творчества детей. М. : Владос, 2001.