ВАЛЕНТИНА МАРТЫШКИНА
Дидактические игры как средство для развития математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Представление инновационного опыта
Математические представления как средство дидактических игр
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость.
Публикация «Дидактические игры как средство для развития математических представлений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста. Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности человека в любом возрасте. Детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать. В этом я вижу актуальность этой проблемы, в умении классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развивать интеллектуальные и личностные качества. Эта тема является одной из сложных и интересных дошкольном образовании, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве за счет игр. Перспектива опыта в том, что это необходимо для жизни и развития успешного человека в будущем. Создавая игровую ситуацию, необходимо привлекать внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Навыки и умения, приобретенные ребенком в дошкольный период будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация, анализ). С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления.
Новизна опыта состоит прежде всего:
- в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;
- в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий проводятся в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку).
Игровые методы и приемы:
-беседа,
-игра,
-наглядно-действенные приемы,
-наглядно-образные приемы,
-словесно-логические методы.
Все методы и приемы в совокупности помогают успешно реализовать развитие эмоциональной отзывчивости. Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: "Поездка в лес к белочке", "Волшебный мешочек", "В гостях у матрешки", "Три медведя", "Теремок". Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: "Космическое путешествие", "На фабрике игрушек", "Царство Математики". В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Карлсон, Снежная королева и др.
Наличие теоретической базы опыта
В своей работе я использую следующую литературу:
В. П. Новикова «Математика в старшей группе»,
А. М. Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1991
Максаков А. И. «Учите, играя» - М. : 1981г
Смоленцева А. А. "Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием" - М. : «Просвещение»,1987г
Столяр А. "Давайте поиграем" - М. : «Просвещение», 1991г,
«Математика от трех до семи» учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. – Санкт-Петербург: «Акцидент», 1997г.
А также в работе использую статьи из журналов:
1. Круиз по стране умных игр. / Ребенок в детском саду №1 - 2010г., с. 50-51.
2. Линейная игра «Да – нет»/ Дошкольное воспитание №5 - 2013г., с. 88-92.
3. Необычные загадки для обычных детей. /Дошкольное воспитание №3 - 2013г., с. 65-67.
4. Изготовление детьми игр и пособий. / Дошкольное воспитание №1 - 2013г., с. 49-54.
5. Играем в математику. / Дошкольное воспитание №4 - 2014г., с. 9-11.
6. Конструкторы LEGO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы. / Дошкольное воспитание №5 - 2014г., с. 84-91.
Ведущая педагогическая идея
Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л. А. Венгер, А. А. Столяра, Л. Ф. Тихомировой, Б. И. Никитина, З. А. Михайловой, Е. В. Колесниковой.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствуют развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь. Особое внимание я уделяю развитию у детей самостоятельности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют развивающие игры и задания на формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать логические умозаключения. В играх и заданиях на развитие логического мышления детей привлекают необычность постановки задачи, способ ее подачи.
Оптимальность и эффективность средств
Проводя беседы с родителями, я обнаружила, что многие из них считают своей главной целью обучения детей математике : обучение детей счету, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
В связи с этим в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры, занимательный материал : ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дошкольном возрасте дидактическая игра позволяет формировать элементы логического мышления, т. е. формировать умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т. к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей – такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Результативность опыта
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь, также проявление признательности и уважения к труду взрослых. Углубленная и творческая работа по развитию логического мышления у дошкольников способствовала:
- развитию логических приё мов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, классификации, систематизации;
- умению выдвигать гипотезы и делать простые умозаключения;
- проявлению инициативы, находчивости, сообразительности. Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе «От рождения до школы" без перегрузок и утомительных занятий. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.
Мною был собран цикл дидактических игр «Круиз по стране умных игр». В результате дети становятся самостоятельными, самовыражаются, что имеет важное значение для успешного развития и последующего обучения в школе.
Возможность тиражирования
Опыт направлен на помощь воспитателям
- понять значение и необходимость развития логического мышления у дошкольников;
- подобрать материал для развития логического мышления. Также данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами своего детского сада и на методическом объединении с педагогами района. На методическом объединении мною прочитаны доклад: «Роль дидактических игр в развитии и воспитании дошкольников». Также было показано открытое занятие в старшей группе на развитие творческих способностей на тему: «Зима-чародейка».