Рената Росланова
Математическая неделя «В волшебной стране «Математилии»
▼ Скачать + Заказать документы
Математическая неделя «В волшебной стране «Математилии»
Формирование элементарных математических представлений играет большую роль в развитии интеллекта дошкольников и имеет особое значение в преемственности дошкольного и начального школьного образования. В целевых ориентирах стандарта дошкольного образования нет чётких требований к уровню подготовки выпускников детского сада по формированию элементарных математических представлений, тем не менее очевидно, что для успешного обучения в школе, необходимо заложить прочную основу, фундамент математических знаний. Необходимо сформировать у детей мотивацию к изучению математики, привить интерес к математической науке. Однако многие дошколята на занятиях по формированию элементарных математических представлений откровенно скучают, считают математику не интересной и выполняют задания воспитателя формально. Поэтому педагогам невозможно работать с детьми только традиционными методами и приёмами. Современная педагогическая наука диктует использовать инновационные, нестандартные формы работы с дошкольниками. Вместе с тем они должны быть близки и понятны всем детям.
Публикация «Математическая неделя „В волшебной стране „Математилии“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
Сказка – неотъемлемая составляющая субкультуры дошкольника. Она всегда желанна для детей и вызывает неподдельный интерес, приковывает всё их внимание. Яркие сказочные образы способствуют активизации познавательных качеств и в то же время развивают воображение, творчество, креативное мышление. Сказка даёт возможность применить на практике свои знания, способности, настойчивость в достижении цели. Именно поэтому у нас родилась идея формировать элементарные математические представления с помощью сказки.
В основе математической недели «В волшебной стране «Математилии» лежит дидактическая сказка, которая выступает как форма работы по формированию элементарных математических представлений.
В симбиозе со сказкой математическая неделя содержит самую разнообразную познавательную и творческую деятельность детей для развития математических способностей : художественное творчество, пальчиковый театр и математический театр в коробке, творческие игры и упражнения, математические игры с сенсорными коробами, математические игры в песочнице. Все сказки, которые были использованы в данной методической, разработке придумали дети и педагоги нашего детского сада.
Материал в математической недели подобран так, что каждый день имеет свою тему, которая соответствует основным математическим категориям и отвечает разделам программы по формированию элементарных математических представлений : количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве и времени.
Понедельник - «Игры с Феей Цифирией» - в этот день дети закрепляют знания о цифрах, совершенствуют навыки порядкового и количественного счёта.
Вторник - «Сказки волшебника Формулиуса» - дети расширяют представления о геометрических фигурах и форме предметов, учатся различать и выделять основные признаки геометрических фигур.
Среда - «Волшебные истории о величине» - дети знакомятся с величиной предметов.
Четверг - «Забавы Старика-годовика» - дети учатся ориентироваться во времени и пространстве, закрепляют представления о пространстве и времени.
Пятница - «В гостях у Королевы Математики» - в последний день недели дети закрепляют элементарные математические представления детей по всем разделам программы.
Каждые день математической недели имеет определённую структуру. Начинается день с творческой игры, которая предназначена для того чтобы настроить детей на плодотворную, познавательную деятельность, а также развивать воображение, фантазию, креативное мышление. Далее педагог беседует с детьми по теме дня, выявляет их уровень математических знаний, объясняет элементарные математические понятия. Главное, чтобы воспитатель не давал детям готовых знаний, а побуждал детей задавать вопросы, размышлять, делать самостоятельные выводы. Согласно тематики дня, в группу приходит сказочный персонаж, прибывший из страны Математилии, который рассказывает детям сказки, играет в игры, загадывает загадки и сказочные задачки. Во второй половине дня детей ждут задания по художественному творчеству в виде математической сказки. Вся неделя проходит в атмосфере праздника и наполнена радостью творчества, новых открытий и впечатлений. Действуя внутри сказочного сюжета, у детей не только формируются элементарные математические представления, но и раскрываются такие качества, как доброта, желание прийти на помощь, сопереживание, появляется чувство ответственности, коммуникативные навыки. Задача педагога - поддерживать интерес, направляет его в нужное русло, «руководить» сказочным сюжетом.
Внедрение в практику работы по формированию элементарных математических представлений данной математической недели косвенно способствовало повышению уровня познавательного развития воспитанников. На конец 2020-2021 учебного года высокий уровень развития был выявлен у 30% старших дошкольников, норма выявлена у 35%, средний уровень у 25%, низкий у 10%. По данным показателям можно судить об эффективности применения методического продукта.
Вместе с тем математическая неделя «В волшебной стране Математилии», позволяет педагогам сделать математику для детей живой, интересной, наполненной положительными эмоциями, без скучных объяснений и нудных заданий.
Список литературы:
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. -М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.-128с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2015.-320с.
3. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011. – 221с. 3. Межголова Е. И. Театральные развлечения для детей от 2 до7 лет. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 48с.
4. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011. – 221с.
5. Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов и психологов ДОУ. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. – 224.
6. Соломенникова О. А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных организаций учреждения: методическое пособие. – М. :Айрис-пресс, 2010. – 224 с.