Вера Калужина
Математическая игра по сказке «Алиса в стране чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Калужина В. и Попова Н.
- Однажды в летний денек, когда Алиса сидела под деревом, мимо пробежал кролик. Он очень торопился и боялся опоздать. Алиса удивилась. Раньше ей никогда не приходилась встречать кролика с часами.
Игровое упражнение «Белый кролик».
Материал. Изображения кроликов разного цвета, карточка – код с информацией для поиска.
Цель. Выделение объекта по заданному условию.
- Все эти кролики очень торопятся по своим делам, определите, какого из них увидела Алиса?
Публикация «Математическая игра по сказке „Алиса в стране чудес“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес»
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Дети рассматривают изображения кроликов, определяют их количество и расшифровывают информацию на карточке – коде.
Читаем карточку – код: Кролик по счету не 1 и не 4, он белого цвета и в лапках у него только часы.
Ответ. Алиса увидела 5 кролика.
- Алиса побежала за кроликом, но догнать не смогла. Кролик юркнул в нору.
Игровое упражнение «Где находится кроличья нора?»
Материал. Игровое поле 3х3, фишка.
Цель. Ориентировка на плоскости по словесной инструкции.
Дети работают за столами, перемещая фишку по игровому полю. Задание проводится в быстром темпе. Например. 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх и так далее.
- Кроличья нора оказалась под колючей изгородью (куст, и Алиса последовала за кроликом. Сначала нора была похожа на туннель, но потом Алиса провалилась и полетела вниз. Стены туннеля были необычными – шкафы, полки, кое-где висели картины. А так как летела Алиса небыстро, она успела рассмотреть все, как следует.
Игровое упражнение «Полка».
Материал. Изображение полки с предметами.
Цель. Счет в разных направлениях, развитие слухового и зрительного восприятия.
Дети рассматривают полку и отвечают на вопросы:
- Сколько предметов на нижней полке?
- Как называется третий по счету предмет на верхней полке, если считать справа налево?
- Как называется четвертый по счету предмет на нижней полке, если считать слева направо?
- Как называется предмет на верхней полке, который находится между вторым и четвертым?
Варианты: перед предметом, над предметом, под предметом и так далее.
- Опустившись вниз, Алиса снова увидела кролика, но он скрылся за дверью. Посмотрев в замочную скважину, Алиса стала разглядывать прекрасный сад.
Игровое упражнение «Прекрасный сад».
Материал. Изображения цветов от 1 до 10.
Цель. Состав числа 10 из двух меньших чисел.
- Алиса увидела цветочные клумбы, на каждой из которых росло 10 цветов.
Дети рассматривают цветы, определяют их количество и составляют варианты.
- Для того чтобы открыть дверь, надо подобрать ключ.
Игровое упражнение «Ключ от двери».
Материал. Изображения ключей.
Цель. Поиск недостающего изображения в сетке логического квадрата 3х3.
Дети рассматривают изображения ключей, рассуждают, как может выглядеть ключ. Ответ зарисовывают в тетрадь или на дощечке для рисования.
- Алиса то становилась крошечной, то вырастала. Она никак не могла привыкнуть к изменению своего роста. Синяя гусеница подсказала Алисе, что надо откусить кусочек от волшебного гриба.
Игровое упражнение «Алиса и гриб».
Материал. Палочки Кюизенера, лист с заданием.
Цель. Определение величины.
Педагог предлагает определить, какой целой палочкой из набора можно измерить рост Алисы. Дети соотносят рост девочки с бардовой палочкой – число 8.
- Во сколько раз гриб выше Алисы?
Дети измеряют высоту гриба бардовыми палочками и определяют, что гриб выше в 2 раза.
- Во сколько раз увеличилась девочка, если сравнивать маленькую Алису и большую?
Дети измеряют Большую Алису и приходят к выводу, что она стала выше в три раза.
- Алиса познакомилась с Чеширским Котом.
Игровое упражнение «Чеширский кот».
Материал. Рабочий лист с заданием.
Цель. Построение изображения при помощи последовательного соединения точек.
Задание. Изображение Кота появится, если последовательно соединить точки.
- Алиса попала на чаепитие к Мартовскому Зайцу и была очень удивлена, увидев на столе много немытой посуды.
Игровое упражнение «Чашки для чаепития».
Материал. Изображения чашек с разным количеством горошин, изображения блюдец и чашек с примерами и ответами.
Цель. Определение четного и нечетного количества, вычислительная деятельность.
Дети помогают Алисе вымыть чашки, выбирая сначала чашки с четным количеством горошин, затем с нечетным количеством горошин.
Затем составляют чайную пару, решив пример на сложение или вычитание.
- Алиса оказалась в саду и увидела, как слуги перекрашивали розы. Они жаловались на то, что вчера им пришлось перекрашивать тюльпаны. За неправильно выполненную работу королева может приказать палачу отрубить головы.
Игровое упражнение «Сад».
Материал. Изображения тюльпанов.
Цель. Определение количества цвета.
Дети рассматривают изображения кадушек с тюльпанами и, определяя количество цвета по карточке – подсказке, находят перекрашенные цветы. Количество цвета выражено в соотношении: красного цвета мало, зеленого цвета больше чем красного, но меньше чем желтого.
Ответ. Слуги перекрасили 2 кадушку.
- Алиса познакомилась с Королевой.
Игровое упражнение «Королева».
Цель. Проигрывание с детьми творческого стихотворного этюда.
Дети становятся в круг и по ходу этюда, мимикой и жестами показывают властную королеву, дрожащих от страха слуг, стрижку газонов, натирание вазонов, передают эмоции слуги в момент, когда разбился вазон, притихших, словно мыши слуг, слугу – растяпу, залившего ковер. В конце этюда дети выбирают наиболее удачные изображения.
Королева красная очень,
очень властная.
Любит всех она казнить,
любит головы рубить!
Было у неё семь слуг,
убирали всё вокруг.
Стригли розы и газоны,
натирали все вазоны.
Но один разбился вдруг!
«Что ты, слишком близорук?
Голову ему срубить!»
Значит, так тому и быть.
Но теперь всего шесть слуг
Здесь, не покладая рук,
трудятся с утра до ночи
–Ведь никто из них не хочет
оказаться безголовым!
Каждый будто околдован…
И – несчастье! Два куста
оказались дочиста,
быстренько обглоданы…
«Или, может, проданы?
- Раскричалась Королева,
Двух казнить для разогрева!»
Вот осталось их четыре,
в сумасшедшем этом мире.
«Что нам делать? Как же быть?
Чем же злюке угодить?»
Ходят тихо, словно мыши,
чтобы их никто не слышал,
А наутро ей несут
со снадобьями сосуд.
Чтоб быстрее подобрела,
чтобы злость преодолела.
Но злой рок и тут их ждал:
перед нею вдруг упал
Слуга первый, самый скромный!
И залил ковер огромный!
«Ах, растяпа! Всех казнить!
Стоп, а как я буду жить?
Для кого теперь судья?»
«Эй, тебе нужны друзья!»
Это Кролик ей сказал,
Пробегая через зал.
Этюд получился замечательным, дети импровизировали, изображая героев. Да впрочем, убедитесь сами.
Властные королевы.
Королева и дрожащие слуги.
Как уберечь голову?
Придворные дамы в поклоне, тренируются в реверансах.
Слуги стригут газоны.
Стараются прошмыгнуть незаметно, как мыши.
Спасибо за внимание!