Кокоева Анжелика
Мастер-класса для воспитателей «Социально-нравственное воспитание средствами художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : Кокоева А. Е
Цель: обогащение знаний педагогических работников по вопросу воспитания нравственных качеств дошкольников на основе включения их в систему социальных отношений по средствам произведений художественной литературы.
Ход мастер-класса
Ведущий педагог приветствует участников. Предлагает всем стать в круг, и передавая сердечко произнести добрые слова или пожелание друг другу.
Публикация «Мастер-класса для воспитателей „Социально-нравственное воспитание средствами художественной литературы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
1. Педагог: Уважаемые коллеги, попрошу Вас ответить на вопросы при помощи поднятия рук. Скажите, кто из Вас удовлетворён воспитанностью детей своей группы? Кто с уверенностью скажет, что родители воспитанников всегда культурны и вежливы?
Вы знаете, работая в дошкольном учреждении, наблюдая за детьми и родителями, их взаимоотношениями, я заметила, что нередки случаи, когда родители не здороваются, не говорят до свидания, не обращаются к педагогам по имени и отчеству, не прилагают усилий по воспитанию у детей нравственных качеств: вежливости, честности, отзывчивости.
Это подтолкнуло меня к тому, что необходимо глубже рассмотреть вопрос социально-нравственного и личностного развития дошкольников, пробовать различные способы реализации воспитательных задач. Очень чётко сказал Рузвельт «Воспитываячеловека интеллектуально и не воспитывая его нравственно – значит вырастить угрозу для общества».
Да, эта тема не нова, но проблема воспитания нравственнойличности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Огромное значение в данном вопросе играет художественная литература. Сегодня я попытаюсь показать положительные моменты своего опыта работы по теме: «Социально - нравственное воспитание средствами художественной литературы».
Работая с дошкольниками, мы много читаем, рассказываем, рассматриваем. На мой взгляд, самое главное, это подбор литературных произведений, которые доступны моим воспитанникам, имеют глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный урок, сформулировать идею.
В первую очередь я подбираю содержательные литературные произведения, при необходимости сокращаю, уточняю отдельные моменты текста.
2. Педагог предлагает участникам игру: «Сказка и идея».
Три подгруппы участников: по предложенным названиям сказок формулируют к ним идею.
1. «Теремок».
2. «Маша и медведь».
3. «Колобок».
После обмена мнениями подбирают сказки или рассказы к предложенной идее.
1. Будь вежлив, уважителен, внимателен.
2. Слушай и уважай старших.
3. Говори правду, не обманывай взрослых.
Озвучивайте детям смысл, главную идею художественного произведения.
3. Ни для кого не секрет, что особый вклад в воспитание нравственных качеств вносят поговорки, короткие стихи, потешки и прибаутки, которые поучительны для детей. На их примере дети ярко видят и учатся отличать хорошее или плохое, правильное или неправильное.
Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Кислые стихи».
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе
Кислое облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие,
И жуют ужасное
Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.
Как вы думаете, от кого или отчего зависит ваше настроение? А от вас оно зависит? Как можно его улучшить, изменить, подсластить?
У меня бывают грустные моменты в жизни, но придя на работу и увидев улыбки детей, ощутив поддержку коллег и понимание родителей, все обиды отдаляются. Запомните, Ваше настроение и состояние зависит только от Вас. Улыбнитесь (Звучит песня «Улыбка»).Улыбайтесь детям, шутите с ними, старайтесь облегчать свои чувства и чувства детей, быть в хорошем настроении.
4. Обратимся к толковому словарю:
Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добро – это ладно, хорошо. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям.
Чтение рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».
«…Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить без подружки. Вот и обратилась она к старому волшебнику.
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку.
Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет».
Утром, когда солнце осветило землю, пришла Любовь и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, говорит волшебник. Одну зовут Радость, другую Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, не знаю, кого выбрать.
- Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну, и она будет тебе подругой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной как небо синие, у другой как изумруд, зелёные, у третьей – как яхонт, серые, у четвёртой, как тёмный бархат, чёрные, у пятой, как незабудки, голубые. Мини-диалог: «Какую девушку выбрали бы Вы и почему?».
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…».
Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает. Людям надо стать добрее. Опыт моей работы подтвердил закономерность нравственного воспитания, которую хорошо сформулировал В. Сухомлинский «Если человеку делать добро – в результате будет добро»Будьте добры к детям, учите их доброте.
Итог
Читайте детям, пусть сказки, рассказы трогают их душевные струны, чувства и эмоции. Помните, что в содержании книг неисчерпаемая поучительность, мудрость, трогательность. И всё это помогает нам и детям определять модели поведения и ценности жизни.