Светлана Бакулина
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи с использованием ментальных карт в группе компенсирующей направленности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирование опыта по использованию ментальных карт в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников
Задачи:
• Познакомить с особенностями развития связной речи детей с ТНР.
• Дать понятие ментальная карта, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии.
• Популяризировать инновационные идеи, технологии.
• Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование: ментальные карты, кубик для рефлексии
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на моем мастер-классе.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые можно использовать в речевой работе с детьми.
Среди задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности. И задача педагогов не только скорректировать имеющееся нарушение, но и заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в этом процессе.
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!”.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. С каждым годом всё больше детей с речевые нарушения различной степени сложности. Они испытывают затруднения при общении, не могут достаточно точно выразить свои мысли, стесняются из-за нечеткой речи (нарушений в звукопроизношении, из-за этого становятся не уверены в себе, замкнуты. Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Чтобы это не переросло в комплекс, мы создаем для этого условия.
В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Игра – это основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д. Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». Поэтому работа педагогов особенно нуждается в использовании игровых технологий. Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – в них четко поставлена цель и есть ожидаемый результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
Цель использования игровой технологии в логопедической практике: повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.
Чтобы интерес детей к занятиям не угасал, необходимо разнообразить приемы своей работы.
Задача логопеда– заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Не только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить, но и в заучивании стихотворений, рассказывании сказок и т. д., Одним из методов развития связной речи является использование ментальных карт.
Метод интеллект-карт используется в разных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Рекомендации по применению интеллект-карт в процессе обучения дошкольников были даны кандидатом педагогических наук Акименко В. М. Интеллект-карта — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, инструмент развития связной речи, памяти и мышления. Основные свойства интеллект-карты
– наглядность — весь материал можно окинуть одним взглядом;
– запоминаемость — благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается;
– привлекательность — интеллект-карта имеет свою эстетику, ее интересно рассматривать;
– творчество — помогает найти различные пути решения задач, дает толчок для развития творчества;
– возможность пересмотра — интеллект-карту можно пересматривать, детализировать настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Метод является эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, совершенствованию всех сторон речи. Начиная работу по ознакомлению дошкольников с интеллект-картой, педагог предлагает детям рассмотреть готовую карту на известную им тему. Вместе с воспитанниками обсуждает структуру интеллект-карты; объясняет, из чего она состоит и для чего нужна. Дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать с помощью картинок, рисунков, схем. Педагог обращает внимание детей на главную тему, расположенную в центре листа. Затем воспитанники называют, что изображено на картинках и пробуют составить предложения по каждому направлению, отходящему от главной темы. Следующий шаг — это составление рассказа по готовой карте. Если дети затрудняются, взрослый помогает наводящими вопросами. Важно вызвать интерес дошкольников к данному виду деятельности, так как не все дети сразу увлекутся работой с интеллект-картами, потому что это требует от них концентрации внимания, умения выражать мысли, размышлять. Педагог должен быть готов поддержать любую инициативу детей. В дальнейшем дети составляют интеллект-карты с помощью взрослого. Подбираются все необходимые материалы: картинки, бумага, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, клей и т. д. Большую помощь в подготовке материалов оказывают родители воспитанников. Карты можно зарисовывать не только на бумаге, но и на доске маркерами. При данном способе изображения легко можно внести исправления, но есть и свои минусы — карта не сохраняется надолго. Общий алгоритм составления интеллект-карты довольно прост : В центре листа обозначается общая тема (профессии, птицы, дом и т. д.) «Мозговой штурм» — подбор ассоциаций по теме. От центрального рисунка (надписи) отходят линии разной толщины и цвета, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы. Ветви детализируются, добавляются картинки, символы. Работа строится с учетом того, что педагог не просто объясняет новый материал, а создает условия, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Воспитатель перестает просто выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Составление интеллект-карты может проходить на одном занятии или в течение недели по определенной лексической теме, служить как изучению нового материала, так и обобщению изученного. Работу над картой можно проводить всей группой, микрогруппами, а также индивидуально. С помощью интеллект-карт дошкольники учатся описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, явления природы, людей животных; пересказывать литературные произведения, придумывать рассказы из личного опыта. Следующим этапом работы будет самостоятельное составление детьми интеллект-карт по различным темам. К составлению карт также привлекаются родители. Метод интеллект-карт хорошо зарекомендовал себя и при проведении исследовательской деятельности детьми. Дошкольники учатся добывать информацию различными способами, пытаются решить проблемную ситуацию, устанавливают причинно-следственные связи. Интеллект-карта помогает детям составить план и наглядно зафиксировать результат своей работы, что повышает самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка. Метод интеллект-карты является очень эффективным, так как на всех этапах работы осуществляется опора на наглядность.
В заключении мастер – класса предлагаю ответить на вопрос: В условиях реализации ФГОС использование метода ментальной карты позволяет осуществлять интеграцию каких образовательных областей?
Закончить своё выступление я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Можно с уверенностью сказать, что, используя игровые технологии, педагоги могут почти на 50 % улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.
Результатом использования игровой технологии является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, высокая познавательная и речевая активность детей.
Таким образом, используя в коррекционной работе с детьми с ТНР игровые технологии, учитель-логопед может улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.
Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом. Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер-классе, пригодятся вам в работе.
Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя разные методы, тем лучше они будут подготовлены к школе, так как связная речь является главным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Рефлексия:
Игра с кубиком.