Светлана Бычкова
Мастер-класс «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
- Уважаемые родители, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника».
Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведёт диалог с воображаемым участником игры.
Публикация «Мастер-класс „Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Темочки
Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. В своей работе с детьми мы выделили для себя приоритетное направление: «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников». Так как мы считаем что: словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми. Взаимосвязь образа игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности.
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
- На занятиях использую дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами).
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО РАЗВИВАЮТ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ? Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие : развивается воля, внимание, мышление, речь.
-Часто играем с детьми в хороводные игры «Каравай», «Приходи, весна»
КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ?
Они способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.
-На своих занятиях большое внимание уделяем подвижным играм. Мы играем в такие игры : «Курочка и цыплята», «Кот и мыши», «У медведя во бору», игры с мячом и другие.
ЧТО РАЗВИВАЮТ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ?
Они развивают речевую и двигательную активность, вырабатывают реакцию на словесный сигнал. Подвижные игры - это не только средства полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир спорта.
-Игры с предметами – в работе по повышению речевой активности детей эффективно используем пальчиковые игры (упражнения на развитие мелкой моторики рук и пальцев ребенка).
-КАКИЕ ЕЩЕ ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ?
Сюжетно-ролевые игры одни из самых любимых у наших детей, и это очень важно, ведь через игру ребенок познает окружающий мир, в игровой деятельности совершенствуется речевое общение, активизируется словарный запас слов.
-Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
-Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие речи, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Давайте с вами поиграем в «Цветик - семицветик»
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
1-й лепесток игра «Игра в рифму»
Цель: обогащение словаря дошкольника.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов- существительных, прилагательных, глаголов – объединенных одним смысловым значением.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе … (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …. (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не (идут)
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек …. (откусил)
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту ….(Съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек не ….(нашли). (Молодцы)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
2-й лепесток игра "Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам). (Молодцы).
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
3-й лепесток игра "Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ. (Молодцы)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
4-й лепесток. Упражнение «Цветки»
Наши алые цветки (ладони соединить лодочкой перед собой)
Распускают лепестки, (по очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны)
Ветерок чуть дышит, (подуть на руки)
Лепестки колышет. (подвигать пальцами вперед-назад)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (по очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой)
Головой качают, (покачать ладонями вправо-влево)
Тихо засыпают. (положить голову на сложенные ладони)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
5-й лепесток игра «Добавь словечко»
Играющим необходимо отгадать последнее слово, причем в рифму.
Едет он на двух колесах, не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой … (велосипед)
Когда порою одиноко, вдруг в тишину ворвётся звон, и голос друга издалека тебе подарит … (телефон)
На одной ноге кружится, беззаботна, весела, в пестрой юбке танцовщица, музыкальная… (юла).
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
6-й лепесток «Один – много»
Целью данной игры является формирование грамматического строя речи; расширение словарного запаса.
Подобрать слово во множественном числе, именительного падежа.
Ухо - уши
Глаз - глаза
Лоб - лбы
Пень - пни
Яйцо - яйца
Дом - дома
Ель - ели
Дерево - деревья (утка, теленок, яблоко, кот, лист, конь, лев, перо. Птенец, гнездо, носок, петух, стрела)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
7-й лепесток игра «Сочиним сказку»
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц).
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчата были рады!
Вам понравилась сказка?
«Модели сказок»
А сейчас попробуем создать модели к русским народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели.
-Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве? (В волшебство).
Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему, но всё же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, – который не потерял в себе волшебника!
-А закончить я хочу наш мастер – класс словами из пословицы «Расскажи мне - я услышу, покажи мне – я запомню».
- Мне хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание.
- И напоследок хочу сказать: «Любите своих детей, помогайте им - это самое дорогое, что у Вас есть!».
Вручение всем присутствующим памяток «Играем всей семьей».