Конькова Ольга
Мастер-класс. Живопись шерстью
▼ Скачать + Заказать документы
МБУ ДО Линевская Детская Художественная Школа
Конспект занятия мастер - класса
на тему: " Живопись шерстью"
Преподаватель: Конькова О. М.
Цель: ознакомление с новым направлением в творчестве и обучение изготавливать картину из шерсти в стиле «шерстяная живопись».
Публикация «Мастер-класс, Живопись шерстью» размещена в разделах
Задачи:
- познакомить с разновидностями изделий из шерсти в жизни человека
- развить творческие способности у участников мастер -класса
- приобщить к труду и аккуратности
- научить применять несколько творческих направлений в одном изделии
Форма МК: интегрированная (лекционно-практическая)
Руководитель: Конькова Ольга Михайловна
Место проведения: МБУ ДО «Линевская детская художественная школа»
Продолжительность работы: 2 часа
Участники мастер-класса : группа женщин из центра реабилитации нашего поселка
План конспект
Лекция:
Цель: Расширить кругозор в представлении у участников мастер-класса в разнообразии самодельных картин из шерсти
- научить различать основные виды валяния из шерсти
- воспитать интерес к творчеству
время проведения лекции 20 мин.
Практическая часть:
- кратко о истории «шерсть в старину»
- ознакомление участников мастер-класса с выставкой работ учеников
- ознакомление с материалами и инструментами
- подготовка рабочего места
-изготовление изделия:
- создание эскиза;
- нанесение контурного рисунка на фетр;
- подбор шерстяных волокон;
- выкладка рисунка на основе в технике «шерстяная живопись»
- оформление изделия.
Время проведения практической части 1ч. 40мин.
Инструменты и принадлежности для работы:
- Магнитная доска;
- Образцы изделий;
- Шерсть для валяния;
- Иглы для валяния, иглопробивное устройство;
- Губка;
- Рамка для оформления;
- Картинки для наглядного примера;
Ход занятия.
1. Организационный момент. Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашей творческой мастерской. Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения валяния, выполним картину из шерсти способом сухого валяния. Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость твоего творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть.
II. Изучение нового материала.
Преподаватель:
1. Словесно- иллюстрационный рассказ.
Войлок - от тюркского ajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt, в немецком– Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния. Началось же все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н. э. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать. В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа.
В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.
Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере
2. Ознакомление участников с выставкой, выполненных работ в технике сухого и мокрого валяния.
3. Ознакомление с материалами и инструментами, используемыми при валянии.
Существуют два способа валяния: сухое и мокрое. При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти. Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.
Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы
Материалом для валяния служит непряденая шерсть (тонкорунная)
Мой рассказ сопровождается показом образцов пряжи, игл, иглопробивного устройства.
Мокрое валяние
Это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.
Помимо этого, в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды, и полу объёмные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм- макетов (очёчники, сумки, обувь).
III. Практическая работа
Задание1. По предложенной картинке нарисовать эскиз, подобрать цветовую гамму шерсти, выложить фон картины и элементов цветка.
Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе и корректируя выбор цвета и правильность выполнения работы.
IV. Итог урока.
Анализ урока.
Учитель. Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость. Большинство из вас сегодня, впервые взяв шерсть и иглы для валяния в руки, уже освоили основные приёмы валяния. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно и плотно увалены. Насколько хорошо вы освоили технические приёмы валяния, вы можете оценить сами. Шерсть в изделии не должна быть рыхлой, должна быть плотной, с хорошо закреплённым к основе рисунком.
Наша работа подходит к концу, что нового и интересного для себя вы узнали сегодня?
Спасибо всем за внимание!