Татьяна Пьянкова
Мастер-класс «Эмоции: управлять нельзя контролировать»
▼ Скачать + Заказать документы
У меня приготовлено 5 основных тезисов по теме, которые помогут вам выстраивать работу по развитию ЭИ быстрее и эффективнее.
1. Первый тезис: Эмоции - это часть нас. Чувствовать -это также естественно, как дышать. Почему?
Американский нейрофизиолог Пол МакЛин (1960 г.) – автор модели так называемого «триединого мозга» говорил о том, что человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке.
• ретикулярный (рептильный) мозг
• эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг
• визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).
Публикация «Мастер-класс „Эмоции: управлять нельзя контролировать“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
• Рептильный мозг (R-комплекс). Существует более 200 млн. лет, он – самый древний. Отвечает за базовые функции, необходимые для выживаний (еда, размножение, самосохранение и защита и т. д.). Его функции достаточно просты: «бей – беги – замри». В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма. Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях. (экстремальные ситуации, в которых человек выживал)
• Лимбическая система (средний мозг) – «эмоциональный мозг». Его возраст 50 млн. лет. Отвечает за эмоции, социальные отношения. Здесь зарождаются все эмоции и мы, исходя из них, как - то реагируем ситуацию. А в помощь эмоциональному мозгу 5 органов ощущений. Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему Я (сознанию, разуму). Поэтому мы начинаем защищаться, даже, не разобравшись, в сущности ситуации. (все наши эмоциональные реакции зарождаются здесь)
Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому иногда могут брать контроль над разумом и телом. И поэтому иногда нам кажется, что еще минуту назад, в споре, это была не Я, а явно кто-то другой («наговорил с горяча»). Эти две системы есть у животных. А вот неокортекс - только у человека.
• Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария). Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Это центр высшей умственной деятельности – это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить. Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация творческих способностей человека, реализация Человека вообще. Он обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ. С его помощью мы можем представить все, что захотим-воображение, а значит творить.
Итак, мы не можем жить без эмоций, они - часть нас. А что мы можем сделать?
Научиться дружить с эмоциями! (понятный вариант для детей). Как это сделать?
Эксперимент «Шарик»
Цель: помочь осознать, как можно управлять эмоциями.
Все мы знаем, что эмоциональная реакция на происходящие события есть ВСЕГДА, она очень важна, чтобы определить, что мы чувствуем, чтобы адекватно реагировать!
Ведущий надувает воздушный шарик и держит так, чтобы он не сдувался. «Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваши эмоции. Например, вы злы. Я отпускаю шарик, проследите за ним. (Ведущий отпускает шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и с человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь. Теперь надую другой шарик и буду выпускать из него воздух маленькими порциями». Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с эмоциями внутри шарика? Можно ими управлять? (Они выходит из него постепенно и ими можно управлять.) Так и человек может учиться управлять своими эмоциями для того, чтобы не навредить себе, окружающим людям и вещам, или не лопнуть, как шарик…Не уйти в психосоматику.
Этот эксперимент очень понятен детям уже с 5 лет.
2. Второй тезис: Я не равно -эмоции. Если все-таки в какой-то ситуации я не смогла вовремя снизить градус/градиент эмоций, и, например, проявила вербальную (словесную) агрессию на человека. Это не означает, что я стала агрессивным человеком. Просто в данный момент, я не справилась с эмоцией и это не говорит обо мне, как о «плохом» человеке. И чувство вины тут совсем не уместно. То же самое и ребенок. Он не стал плохим мальчиком или плохой девочкой. Именно поэтому мы не критикуем личность, а разбираем поступки, мотивы, эмоции. В противном случае, человек выбирает, чтобы не чувствовать себя плохим, лучше вообще ничего не чувствовать, игнорировать, прятать эмоции (вспоминайте эксперимент с шариками). Или наоборот - докажу я всем, что действительно «плохой» (Девиантное и асоциальное поведение мы не рассматриваем, мы говорим об относительно психически здоровых людях)
3. Третий тезис: Нет хороших и плохих эмоций, положительных и отрицательных. Есть неэкологичное, неполезное, небезопасное для тела и души проживание эмоций. Все эмоции нам нужны и важны. Почему? Сейчас вы сами ответите на данный4. Четвертый тезис: эмоциональный интеллект, умение жить в дружбе и согласии с Эмоциями, не входит в нас как базовая версия от рождения, по умолчанию. Все мы рождаемся с возможностью выражать весь спектр эмоций. Но развитие ЭИ - это процесс, способность, навык, который формируется, тренируется при определенных условиях.
И главное условие: это понимать, принимать и проживать ВСЕ свои эмоции экологично (безопасно) в отношении себя и других людей, и давать возможность всё это делать другим.
5. Ну и пятый тезис: начни с себя! Тут все очень просто, мы не можем научить водить машину другого, если не умеем это делать сами. Так и с эмоциями.
Практическая часть
ПОНИМАТЬ, ПРИНИМАТЬ И ПРОЖИВАТЬ… 3 важных глагола
Часто бывает, что на вопрос:
-Как дела? Что ты чувствуешь?
В ответ мы слышим или говорим сами - нормально, хорошо или плохо. Но Э и Ч -это больше, чем хорошо, нормально и плохо. Нам просто не хватает слов! По жизни нам не нужно 300-500 слов - эмоциональных оттенков, которые насчитывают ученые. Самое оптимальное количество, на мой взгляд, на колесе Роберта Плутчика. Кто знаком? Чем хорошо колесо Р. Плутчика, в нем есть градиенты, степени эмоции по силе, выраженности (тревога, страх, ужас) и есть сложные чувства для детей постарше и взрослых. Дошкольников мы знакомим с 6-8 базовыми эмоциями (радость, грусть, злость, страх, удивление, отвращение/спокойствие, в школе добавляем сложные составные чувства. Колесо можно (нужно) распечатать себе и родителям, чтоб научаться говорить на одном языке эмоций и научить этому детей.
Понимать свои эмоции и чувства детям, да и взрослым не особо просто. Особенно в моменте их бурного проявления.